В ОНФ считают, что господдержка села распределяется непрозрачно и без общественного контроля
В ОНФ считают, что господдержка села распределяется непрозрачно и без общественного контроля
Члены рабочей группы ОНФ "Честная и эффективная экономика" проанализировали существующую систему распределения господдержки сельского хозяйства и признали ее непрозрачной и неэффективной. И первое, чем должен заняться новый глава Минсельхоза, считают они, это пересмотреть существовавшую при прежнем министре сельского хозяйства практику в сторону повышения эффективности трат бюджетных средств и их прозрачности для общественного контроля.
Президент России, лидер ОНФ Владимир Путин на Петербургском международном экономическом форуме в самый разгар применения к России западных санкций заявил, что к осени 2014 г. Россия должна выработать свою стратегию в области импортозамещения, в том числе в сельском хозяйстве.
Эта тема обсуждалась на втором "Форуме действий" ОНФ. В результате Путин дал правительству поручение определить приоритеты и формы господдержки сельского хозяйства с учетом курса на импортозамещение. В марте правительство отчиталось, что в госпрограмму поддержки сельского хозяйства введены новые приоритетные подпрограммы – по овощеводству, селекции и молочному скотоводству.
"Безусловно, это можно расценивать положительно. Однако сложившаяся непрозрачная система распределения средств господдержки (как на федеральном, так и на региональном уровнях) не позволяет добиться эффективного использования этих субсидий и сделать ее эффективным инструментом импортозамещения. То есть если непонятно, как расходуются средства, то какая разница, на какие цели их закладывать?" – заявил член рабочей группы ОНФ "Честная и эффективная экономика" Микаэл Нанушьян.
Поддержка села по госпрограммам осуществляется с 2006 г. Всего до 2020 г. на эти цели планируется направить более 3,5 трлн руб. Из них 1,4 трлн руб. уже потрачено в период 2006–2012 гг.
При этом данные "Россельхозбанка" говорят о том, что вкладываемые государством деньги далеко не всегда обеспечивают развитие АПК: производство мяса птицы за последние восемь лет увеличилось в 2,7 раза, свинины – на 80%, производство молока снизилось на 1,3%, а говядины – на почти на 10%. Почему?
В ноябре 2013 г. Счетная палата в своем анализе использования средств федерального бюджета, направленных на реализацию госпрограммы развития сельского хозяйства на 2008–2012 гг., указала на неэффективность реализации госпрограмм, и особенно – региональных.
В Минсельхозе распределением бюджетных средств занимается специальная комиссия, в которую, кроме чиновников ведомства, входят представители отраслевого Союза производителей, депутаты и общественники. Комиссии рассматривают заявки, поданные от регионов, с указанием конкретных сельхозпредприятий, претендующих на госпомощь. Состав комиссии и протоколы заседания вывешиваются на сайте Минсельхоза.
"Однако работа комиссии крайне непрозрачна. Не обнародуются списки предприятий, получивших господдержку, выводы комиссии, на основании которых они были отобраны. Сведения о реализации получателями средств и достижении ими каких-либо целевых показателей. То есть фактически нет никакой информации, по которой можно было бы судить об эффективности потраченных государственных средств", – отметил Микаэл Нанушьян.
Он также указал, что ранее Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ (РАНХиГС) несколько раз направляла в Минсельхоз запрос статистики сельхозпредприятий – получателей господдержки. Однако Минсельхоз отказался предоставить сведения, ссылаясь на законодательные ограничения в раскрытии такого рода информации. Что характерно, все эти системные недостатки, допускаемые на федеральном уровне, переходят на регионы, где также не задумываются над тем, чтобы сделать господдержку открытой и эффективной.
Так, после публичного скандала с массовым падежом крупного рогатого скота, разгоревшегося в Воронежской области, эксперты ОНФ проанализировали ведомственную целевую программу "Развитие мясного скотоводства Воронежской области на 2011–2013 гг." с общей суммой господдержки 691,8 млн руб. Как выяснилось, в открытых источниках полностью отсутствуют информация о получателях господдержки сельхозпроизводителей в регионе, о суммах субсидий (ассигнований), условиях выделения средств господдержки. Не нашлось на региональном уровне и отчетов об исполнении программы. Хотя в соответствии с программой предполагалось фактически совершить чудо – за два-три года увеличить поголовье скота в области более чем в 10 раз – с 6 тыс. до 70 тыс. голов. То, что о результатах решили промолчать, не выглядит удивительным: по данным Минсельхоза, рост поголовья крупного рогатого скота в области на 2013 г. составил всего 5,4%.
В Воронежской области получателем средств по госпрограмме являлось ООО "Таурус", учрежденная в 2009 г. датской компанией TalexHoldings ApS. По сведениям, полученным на официальный запрос ОНФ из Минсельхоза, только за 2013–2014 гг. фирма получила более 151 млн руб. из средств господдержки. Но предприятие не только не нарастило поголовье крупного рогатого скота, но и допустило массовый падеж коров. Погибло порядка сотни животных, более года разгуливавших по просторам области и создававшиех эпидемиологическую угрозу. Хозяева коров после многочисленных обращений граждан в правоохранительные, надзорные органы и Минсельхоз получили штраф около 400 тыс. руб. Вопрос эффективности потраченных госсредств их на заинтересовал.
Эксперты ОНФ не обнаружили в открытых источниках информацию о реализации ООО "Таурус" средств господдержки. При этом анализ бухгалтерского баланса компании показывает, что с начала своего существования в 2009 г. компания регулярно получала крупные суммы, в том числе из средств господдержки. После чего выводила практически все доходы по статьям, не связанным с профилем работы. Так, за период 2010–2013 гг. компания провела по своим счетам 606 млн руб., а вывела по строке "прочие расходы" 567 млн руб.
"Минсельхозу и его новому руководителю следует в принципе пересмотреть подходы к распределению госпомощи сельхозпроизводителям в сторону повышения ее прозрачности для общественного контроля. В этом смысле министерству можно взять пример с президента РФ: система распределения президентских грантов позволяет людям увидеть, кто получил поддержку, какую именно и на какие цели. Усиление общественного контроля в сфере сельского хозяйства будет способствовать решению задач, поставленных президентом РФ, лидером ОНФ Владимиром Путиным в области импортозамещения и эффективности бюджетных трат в текущих экономических условиях", – заключил Нанушьян.