На заседании Штаба по совместным расследованиям СНГ обсудили вопросы регулирования зернового рынка.

На заседании Штаба по совместным расследованиям СНГ обсудили вопросы регулирования зернового рынка.

21 сентября 2015 года в Москве на 29-м заседании Штаба по совместным расследованиям нарушений антимонопольного законодательства начальник Управления контроля агропромышленного комплекса Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) Анна Мирочиненко проинформировала участников заседания о механизмах, которые применяются для регулирования зернового рынка в государствах-участниках СНГ, рассказала о зарубежном опыте, а также представила предложения ФАС России по развитию зернового сектора в странах Содружества.

Особенности зернового рынка, которые предопределяют необходимость государственного вмешательства в его функционирование, – это прежде всего значение зернового рынка для обеспечения продовольственной безопасности государства, зависимость объема предложения зерна от погодных факторов и относительная стабильность спроса на продукты его переработки. 

"Опыт зарубежных стран свидетельствует, что "свободного" зернового рынка, на котором действуют исключительно механизмы саморегулирования, не существует. В странах, являющихся основными продуцентами зерна, государство использует широкий инструментарий, направленный на поддержание определенного уровня цен на зерно на внутреннем рынке и доходов его производителей", – отметила Анна Мирочиненко. 

В Евросоюзе поддержание определенного уровня цен осуществляется за счет государственных интервенций и защиты внутреннего рынка от импорта (лицензирование импорта, импортные пошлины и др.). Поддержка же доходов аграриев осуществляется через прямые выплаты.

В США для поддержки доходов производителей зерна, помимо прямых выплат, применяются антицикличные платежи и программа среднего дохода от производства. Однако по получению прямых выплат и антицикличных платежей установлены ограничения, которые позволяют направлять средства поддержки в основном мелким и средним фермерским хозяйствам.

Направления и уровень поддержки зернового сектора в странах СНГ существенно отличаются в зависимости от специализации страны и бюджетной обеспеченности, сообщила Анна Мирочиненко. Как правило, такая поддержка осуществляется в рамках государственных программ.

Основные виды поддержки в странах Содружества – субсидирование процентной ставки по инвестиционным и краткосрочным кредитам; компенсация части затрат или представление на льготных условиях материальных ресурсов (ГСМ, минеральные удобрения, запасные части к сельхозтехнике, элитные семена); несвязная поддержка и проведение закупок в государственные резервные (интервенционные) фонды.

Ценообразование на зерно в странах СНГ свободное, в отдельных странах Содружества возможно регулирование цен на продукты переработки зерна и на услуги по его хранению, отметила Анна Мирочиненко. Нормы же антимонопольного законодательства государств – участников СНГ в полной мере распространяется на участников зернового рынка, а также на их объединения, без каких-либо исключений.

По мнению ФАС России, для повышения эффективности государственного регулирования зернового рынка и создания условий для расширения межгосударственной торговли зерном на пространстве Содружества необходимо обеспечить недискриминационный доступ к субсидиям, разработать и внедрить единую методологию проведения закупок зерна в государственные резервные (интервенционные) фонды и его реализации, а также ускорить процесс внедрения биржевой торговли на рынке зерна.
Источник: advis.ru
1120
22.09.2015
Комментарии


Партнеры проекта