А. Улюкаев: без проведения серьезных реформ темпы роста экономики в РФ будут ниже мировых
Глава Минэкономразвития РФ Алексей Улюкаев считает, что без проведения серьезных структурных и институциональных преобразований темпы роста экономики РФ в ближайшие пять лет не будут превышать 1,5-2% в год.
«Я согласен, что в ближайшие лет пять, до 2020 г., если мы не проведем серьезных структурных и институциональных преобразований, у нас темпы роста будут ниже мировых, где-то 1,5-2%. Соответственно, будет уменьшаться доля России в глобальном ВВП», — сказал он в интервью газете «Ведомости».
Комментируя предложение главы Сбербанка Германа Грефа о создании Центра реформ, А.Улюкаев сказал: «Реформы и центр реформ – это совершенно разные истории. Я считаю, что создавать центр реформ не нужно, у нас их достаточно. Если министерство как центр реформ плохо работает, то надо министра поменять. А создавать какую-то дополнительную конструкцию – это лишнее совершенно».
При этом А.Улюкаев высказал мнение, что запрос на реформы должен быть в первую очередь не у государства, а у бизнеса, передает ИА «Финмаркет».
«Я считаю, что запрос должен быть, прежде всего, у бизнеса. Мне кажется, что этот запрос есть, но он не сформулирован и больше на уровне ощущений. Проблема в том, что закон предпочтения благ нынешних благам будущим действует очень исправно и запрос бизнеса больше краткосрочный. Он зачастую сводится к дешевому фондированию и гарантиям спроса», — отметил А.Улюкаев.
Комментируя текущее положение дел в экономике, он заявил, что «ситуация не та, когда упал — отжался: мы в новой экономической реальности».
«И когда я говорю, что экономика с июня перестала падать, — это вовсе не означает, что мы оцениваем ситуацию в экономике как хорошую. Она очень плохая, эта ситуация. Мы просто уже не падаем, и не будем падать, и даже покажем небольшой рост. Но это будет рост, определяемый во многом эффектом базы, чисто статистический. И в этом нет никакого оптимизма», — пояснил он суть своих заявлений о том, что экономика достигла «дна» в начале лета.
«Проблема не в том, что у нас будет глубже спад — не будет. Проблема в том, что у нас, к сожалению, очень ограниченный потенциал для того, чтобы иметь сколько-нибудь значимые цифры экономического роста. У нас формально итог этого года будет лучше, чем в нашем прогнозе — т. е. лучше, чем спад на 3,9%. С высокой степенью вероятности будет спад на 3,7%. Сильно этому радоваться или не сильно?», — задался вопросом А.Улюкаев.
«И я опять же убежден, что у нас будет небольшой рост в 2016 г. — в прогнозе на 0,7%. Это не основание для радости. Хотя немного меняется наше представление о структуре этого роста. Мы предполагали, что сначала восстановится потребительский спрос, а потом инвестиционный, а на деле получается наоборот. Это очень интересный феномен. И для меня это, боюсь сглазить, — источник некоего оптимизма. Потому что потребительский рост — это рост доходов и одновременно рост издержек, что сужает финансовую базу бизнеса. А инвестиционный рост означает возможность постоянного развития. Мы должны пройти фазу инвестиционного роста. И то, что стало вдруг происходить в сентябре — октябре с оценками по инвестициям, — неожиданно», — поделился осторожным оптимизмом в отношении инвестиционного спроса А.Улюкаев.
По его мнению, падение инвестиций по итогам 2015 года не превысит 7%, хотя действующий официальный прогноз — спад на 9,9%.
«Есть объяснение секторальное: наибольшие инвестиции были в топливно-энергетическом комплексе. Там сформировался хороший финансовый результат. Я пока не могу дать оценку, насколько стабильна инвестиционная мотивация. Но в любом случае то, что инвесторы их осуществляют, — это очень здорово. А так-то мы как считали: немножко восстановится потребительский спрос, и восстановятся запасы, потому что они очень сильно сокращались начиная с 2012 г. Это означало, что компании меньше производили и со складов продавали продукцию. Восстановление запасов — это всегда первый признак улучшения. Но то, что появляются инвестиции, — это неожиданный большой плюс», — сказал А.Улюкаев.
Отвечая на вопрос при каких условиях европейские инвестиции вернутся в Россию, А.Улюкаев сказал, что они уже возвращаются.
«Приобретение корпоративного долга – это инвестиции, потому что долг размещается, чтобы получить источник финансирования инвестпроектов. Порядок сумм – сотни миллионов евро, пока еще не миллиардов. Есть некоторые свидетельства возврата и на рынок капитала. Посмотрите, что было с нашим фондовым индексом в сентябре – ноябре. Сейчас некоторый политический шок возник в связи с Турцией, он немного cool down – замораживает. Но инвестиции возвращаются и процесс будет продолжаться, я глубоко убежден. Это довольно осторожный процесс, но он идет», — подчеркнул министр.