Саймон Грей
Директор Genesus Inc в России, странах СНГ и ЕС
Выбор генетики.
При выборе поставщика генетики целесообразно отталкиваться от 4 основных составляющих, помимо вопросов о состоянии здоровья племенного поголовья, наличия объемов животных к поставке и соотношения цены и качества:
1. Продуктивность животных, в частности по основным экономическим параметрам, таким как выход поросят на свиноматку в год, интенсивность роста и конверсия корма.
2. Соответствие приобретаемой генетики технологии производства предприятия, состоянию технического обеспечения комплекса, уровню управления предприятием и, что очень важно, будет ли произведенный продукт отвечать требованиям целевого рынка.
Прежде всего, производство свинины должно быть ориентировано на производство продукта с хорошими вкусовыми характеристиками, который хотели бы потреблять широкие слои населения. Население не интересует покупка животных живым весом, более того, люди не желают тратить с трудом заработанные деньги на покупку низкосортного, сухого и безвкусного мяса.
3. Потенциальный генетический прогресс племенного поголовья. Насколько увеличится выход поросят от свиноматки в течение ближайших пяти лет? Насколько увеличится интенсивность роста? Насколько снизится конверсия корма? Каким будет вкус мяса?
4. С какими технологиями, обеспечивающими получение генетического прогресса в своих племенных стадах, работает генетическая компания и способы передачи достигнутого генетического прогресса на предприятия клиента.
Глянцевые брошюры и веб-сайты
Без сомнения, выбор генетики – непростое решение. Все крупнейшие генетические компании проводят мощную маркетинговую политику, заявляя, что они являются лучшими на рынке. В действительности, у всех оставшихся сейчас на мировом рынке 6 крупнейших генетических компаний, есть хорошее поголовье на головных племенных нуклеусах.
Чтобы понять, насколько сильно изменилась свиноводческая отрасль, достаточно ознакомиться со списком компаний – участников любой крупнейшей сельскохозяйственной выставки 20-тилетней давности, например, Eurotier или VIV. Сейчас уже не услышать имена многих компаний, часть из них обанкротилась, а часть была приобретена более крупными предприятиями или произвела слияние с ними.
В бывших республиках СССР, прежде когда-то эффективно функционирующие государственные программы селекционно-племенной работы со временем утратили свою эффективность.
Современное свиноводство – это высоко технологичная и дорогостоящая деятельность, для ведения которой нужны большие популяции чистопородного поголовья на племенных нуклеусах, обеспечивающие конкурентоспособность генетических компаний за счет интенсивности генетического прогресса. То, что кажется незначительным генетическим прогрессом, может оказать значительный экономический эффект в рамках коммерческого производства.
Генетический прогресс
Заниматься современной селекционно-племенной деятельностью нелегко, по этой причине некоторые генетические компании не справились с поставленной задачей.
Традиционная система племенной работы, в основе которой заложены принципы разведения по линиям и семействам, скрещивания с учетом исключения родственных связей, проведения визуальной селекции по фенотипу– несложна в реализации. Но она не позволяет увеличить генетический потенциал животных: не обеспечивает ежегодное увеличение воспроизводительных качеств свиноматки, не оптимизирует скорость роста, конверсию корма и не улучшает качество мяса. Она лишь обеспечивает производство поголовья, работа с которым не позволяет предприятию извлечь дополнительную прибыль.
Сейчас, когда геномная селекция стала реальностью, интенсивность генетического прогресса животных генетических компаний, обладающих финансовыми ресурсами для ведения такой деятельности, возрастет. В настоящее время бюджет современной селекционно-племенной деятельности составляет миллионы долларов в год. У небольших генетических компаний нет таких ресурсов, что не позволит им в дальнейшем оставаться конкурентоспособными.
Основная ошибка многих свиноводческих предприятий - уверенность в том, что они могут самостоятельно заниматься селекционно-племенной работой. Сможет ли это же самое предприятие самостоятельно производить вакцину или энзимы или компьютеры системы вентиляции? Конечно же, нет. Да, они могут закупить поголовье, работать с ним и производить поголовье для последующей работы с ним. Является ли это селекционно-племенной работой? Конечно же, нет! Это ошибка, которая стоит многим свиноводам миллионы долларов в год недополученных доходов.
Затраты на ведение селекционно-племенной работы составляют небольшой процент в структуре всех затрат. Они будут ниже затрат на обеспечение производства кормами, ниже затрат на выплату процентов по заемным средствам и амортизации, ниже фонда оплаты труда и ветеринарных препаратов, а в некоторых случаях даже ниже затрат на утилизацию отходов!!! Однако генетика играет очень важную роль в генерировании прибыли предприятия. Закупка племенного поголовья непосредственно у компании с солидной репутацией обеспечит высокую рентабельность инвестиций. Закупка племенного поголовья из неавторитетного источника или попытка самостоятельного ведения селекционно-племенной деятельности зачастую не обеспечивает эффективность инвестиций и может даже обернуться для компании серьезными издержками.
К сожалению, часть вины за уверенность в возможности самостоятельного ведения селекционно-племенной работы можно возложить на поставщиков племенного поголовья, которые декларировали своим клиентам получение генетического прогресса, но не смогли обеспечить его или просто осуществили продажу имеющегося у них поголовья как«усовершенствованную генетику». Реализация племенного материала под красивыми именами или номерами не гарантирует покупку поголовья, превосходящего товарное поголовье. Большинство таких компании, независимо от того, являются ли они частными или государственными, уже давно не в бизнесе.
Выбор генетической компании
1. Обратиться к крупному международному поставщику или, по крайней мере, качественному поставщику, ведущему свою деятельность на условиях франшизы. Сегодня, в действительности, на мировом рынке остались только 6 генетических компаний, имеющих в своем распоряжении ресурсы и объемы чистопородных животных, позволяющие им оставаться конкурентоспособными на рынке, вести эту деятельность и оказывать своим клиентам поддержку в течение длительного времени.
Мелкие отечественные племенные предприятия, если только они надлежащим образом не привязаны к глобальной базе данных одной из крупнейших генетических компаний (являясь местной франшизой), не в состоянии обеспечить генетический прогресс на уровне, идентичном крупным компаниям, это даже математически невозможно. В особенности остерегайтесь предприятий, приобретающих поголовье у генетической компании «Х» и использующих имя этой компании для продажи животных. Такие компании не занимаются эффективной племенной и селекционной деятельностью и не в состоянии обеспечить генетический прогресс.
Компания, ведущая свою деятельность в рамках франшизы, производит оплату роялти крупной компании за поддержку и за право продавать животных этой компании на национальном рынке. За это она привязывается к глобальной племенной базе данных и получает возможность предоставлять отчеты, формируемые упомянутой глобальной базой.
И, наконец, есть еще один тип компаний, которых стоит сторониться – это компании, заявляющие, что у них есть «канадская» или «французская» генетика. Это говорит о том, что когда-то они закупили поголовье в Канаде или во Франции и не поддерживались глобальной и эффективной племенной программой и, соответственно, не могут обеспечить долгосрочный генетический прогресс. В зависимости от того, как давно они приобрели этих животных, качество их поголовья может быть даже приемлемым на текущий момент, но что будет дальше?
По такому показателю, как многоплодие, компания Genesus ежегодно увеличивает выход поросят на 0.26 головы. У завезенных из Канады в Россию три года назад животных этот показатель уже будет на 0.78 голов на опрос ниже, чем у современных канадских животных, в случае если они не участвовали в селекционно-племенной работе Genesus.
2. Выбирайте животных с высоким статусом здоровья. Вы считаете, что это само собой разумеющееся условие, но на рынке есть компании, чьи племенные нуклеусы не способны подтвердить высокий статус здоровья своего поголовья, тем не менее, они реализуют своих животных!
3. Убедитесь, что компания имеет возможность поставить необходимые объемы поголовья своевременно. У многих предприятий период запуска прошел не очень гладко потому что поставщики поголовья не смогли произвести поставку животных в необходимых объемах. Бессмысленно приобретать самое лучшее в мире поголовье, если поставщик сможет закрыть ваши потребности лишь на 80%. Это значит, что объем производства вашего предприятия будет ниже на 20%, на 20% будет ниже выручка компании, а для предприятий большинства стран это вообще будет означать отсутствие прибыли!!!
Реализация крупномасштабных проектов требует предварительного планирования. Даже у крупнейших производителей племенного поголовья нет в наличии нескольких тысяч животных, предназначенных для поставки на следующей неделе!
4. Понимать текущую продуктивность поголовья и, что более важно, как ускорить генетический прогресс животных. Повторюсь, приятно приобретать передовую на сегодня генетику, но без технологии получения генетического прогресса через 5 лет вы отстанете от своих конкурентов.
Для всех, кроме крупнейших компаний, это будет означать закупку терминальных хряков. Чтобы программа селекционно-племенной работы с хряками была эффективной и обеспечивала получение конкурентоспособного генетического прогресса, минимальный размер поголовья свиноматок отцовской линии должен составлять не менее 400 голов, к тому же потребуются инвестиции в организацию и проведение тестирования животных и оценки качества мяса (означая минимальный размер товарного стада в количестве 250 000 голов). На головных нуклеусах компании Genesus в Канаде размер поголовья свиноматок отцовской линии Дюрок составляет 1 500 голов. Наличие всего 20 или 30 свиноматок отцовской линии для производства терминальных хряков обеспечивает медленный генетический прогресс или не гарантирует его вовсе.
Учитывая факт закупки терминальных хряков, можно так же производить закупки хряков материнских линий, принимая во внимание, что закупка терминальных хряков, в любом случае, сопряжена с рисками биологической безопасности (которые решаются за счет качественного проведения карантинных мероприятий), а производство хряков материнских линий требует организации условий для их тестирования.
Помните о 4 составляющих генетического прогресса:
1. характеристики отцовских линий – самцы.
2. характеристики отцовских линий– самки.
3. характеристики материнских линий– самцы.
4. характеристики материнских линий– самки.
Закупка хряков у надежной генетической компании обеспечивает получение генетического прогресса в полном объеме по всем отцовским признакам и на 50% по материнским признакам.
Затем встает вопрос: как получить генетический прогресс по воспроизводительным качествам материнских линий.
Самый простой способ – закупатьсвинокF1 или GP непосредственно у определенной генетической компании, что гарантирует полноценный генетический прогресс и качественную организацию селекционно-племенной работы. Без сомнения, остаются риски, связанные с вводом поголовья в стадо. В связи с этим необходимо разработать и строго соблюдать регламенты проведения ветеринарных исследований, процесса карантина и адаптации поголовья.
Объемы закупки ремонтного поголовья: 550 ремонтных свинок F1на 1 000 свиноматок в год; 42 GP ремонтных свинки на 1 000 свиноматок в год, что значительно снижает риски.
Помните, что даже крупные компании, имеющие собственные племенные фермы, вынуждены перемещать ремонтное поголовье. Таким образом, биобезопасность всегда подвержена рискам.
Еще один фактор, требующий пристального рассмотрения крупных интегрированных компаний, - экономика производства собственного поголовья ремонтных свинок. Ввод свинки в стадо – это отсутствие ее продажи в статусе товарного животного, в этом случае утрачивается маржа за ее реализацию полутушей, а также, что характерно для многих российских компаний, имеющих свои фирменные магазины, теряется ретейлинговая маржа на каждую нереализованную голову. Для многих компаний с интегрированной структурой, возможно, дешевле закупать ремонтных свинок, нежели производить своих (осуществлять этот узкоспециализированный вид деятельности через аутсорсинг).
И последнее вариантное решение – организация нуклеусов и мультипликаторов в рамках производственной пирамиды компании. Это популярный для российских предприятий подход, но, как правило, он не обеспечивает получение генетического прогресса. На что есть ряд причин:
1. Недостаточный размер популяций. Например, для обеспечения репродуктора мощностью 2 500 свиноматок требуется всего лишь 25 GGP и 200GP свиноматок.
2. Отсутствие связи с информационной генетической базой поставщика генетики, без которой невозможно производить селекцию и невозможен генетический прогресс (простейшие программы, в основе которых лежит необходимость обеспечения отсутствия инбридинга, не обеспечивают получение генетического прогресса – они лишь позволяют обеспечить отсутствие инбридинга!!!).
3. Необходимо обеспечить выполнение технологических мероприятий по тестированию животных: в частности, обеспечить учет интенсивности роста и замеры шпика, что не так уж легко выполнимо на крупных товарных комплексах, к тому же оборудование для проведения этих замеров на качественном уровне –довольно дорогостоящее.
4. Необходимо обеспечить регулярный оборот поколений, коэффициент замены GGP свинок должен составлять 120%, необходимо выдерживать ограниченное количество осеменений GGP хряком (от 15 до 20, в зависимости от размера стада).
5. Допускаемые ошибки. 10% допущенных ошибок снижают генетический прогресс на 50%. GGP животных следует осеменять одним хряком, учет должен быть отработан идеально. Поросятам при рождении необходимо наносить тату, а также бирковать при проведении отъема, что обеспечит их корректную идентификацию. На товарном комплексе, основная задача которого заключается в производстве максимальных объемов продукции, допустить ошибки несложно.
Против генетического прогресса могут работать даже системы премирования персонала предприятий. Если премирование предполагается за выполнение показателя по снижению падежа, персонал комплекса будет вести неточный учет живорожденных и отхода животных. Получение генетического прогресса невозможно без обеспечения надлежащего учета.
Издержки и окупаемость
Качественное племенное поголовье стоит денег, но оно и быстро окупается. Интенсивность генетического прогресса животных на нуклеусе компании Genesus в Канаде ежегодно увеличивает прибыль на каждое товарное животное на 285 рублей в год (ежегодно).
Если от каждой из 2,500 свиноматок реализовать по 27 поросят в год, то это составит 19 237 500 рублей в год (ежегодно).
Расходы на генетику – это дельта между стоимостью товарного и племенного животного. Другими словами, дополнительные затраты на покупку животного, вместо использования своего животного с откорма.
В зависимости от размера компании, ежегодные затраты на генетику составляют около 100-200 рублей на голову, а отдача инвестиций составляет от 140 до 285% в год. Думаю, что это очень неплохо.
Закупка племенного поголовья у компании, которая не в состоянии обеспечить получение генетического прогресса это, фактически, расходы, которые ложатся на предприятие, взамен ожидаемых доходов, и, по определению, является плохим решением.