Качество свинины под вопросом!

К такому выводу пришли российские ритейлеры. К большому сожалению, это действительно означает, что от покупателей поступают жалобы, и ритейлеры присушиваются к ним. Конечный потребитель говорит, что продукция – это невкусная, сухая и жесткая свинина!

Все мы, работающие в свиноводстве и смежных отраслях, от работников свинокомплексов до розничной торговли и пищевой промышленности, получаем доход от потребителей свинины, покупающих нашу продукцию. Жалобы клиентов на низкое качество означает наличие проблем у отрасли. Покупатели голосуют кошельком! Они не будут платить с трудом заработанные деньги за низкокачественный товар!

В этом нет ничего нового. Уже 10 лет назад многие потребители жаловались на плохое качество «современной» свинины. Но в ту пору прибыльность свиноводства была очень высокой, присутствовал импорт свинины и возможность контролировать цены. Тогда мало кто думал о том, что произойдет, когда страна выйдет на самообеспеченность, никто не слушал потребителя!

Современное российское промышленное свиноводство основано на европейских технологиях и системах производства, кормления, генетике и т.д. Как результат, качество российской свинины практически такое же, как и подавляющее большинство европейской: мясо слишком постное, сухое, бледное и безвкусное.

Для того, чтобы свинина была вкусной нужна мраморность, - все просто! Нежность мясу придает его влагоудерживающая способность, а также отсутствие стресса у животного во время роста, транспортировки и убоя. Ко всему, необходим тщательный контроль процесса охлаждения туши после убоя.

Большую часть проблемы с некачественной свининой приходится возлагать на самих ритейлеров (тех самых, от которых сегодня начинают поступать жалобы). Если розничные продавцы требуют сверхпостную свинину и отказываются от более жирной свинины, то чего они ожидают!

Отправной точкой для качественной свинины должна быть генетика. Есть много других факторов, но, если не начать с правильной генетики, практически невозможно получить свинину с хорошим вкусом. В мясном скотоводстве это хорошо понимают. Есть породы, у которых более мраморная и вкусная говядина. Свиньи точно такие же.

Единственная разница в том, что, поскольку в свиноводстве генетический прогресс идет намного быстрее, чем в скотоводстве, это уже не так просто, как выбор породы. Хорошо известно, что дюрок – это порода, отличающаяся наибольшей мраморностью, а пьетрен - наименьшей. К несчастью для породы дюрок, многие европейские генетические компании, делая ее все постнее и постнее и отбирая по признаку конверсии корма, значительно ухудшили ее мраморность.

Также, в России есть проблема, которой, исходя из структуры российских свиноводческих предприятий, быть не должно. Большинство производителей свинины интегрированы, многие из них работают от поля до переработки и от поля до прилавка, при наличии собственных торговых точек и брендов.

Российские производители свинины, как и большинство европейских, совершают роковую ошибку, сосредоточившись на управлении затратами, а не на максимальной прибыли.

- Животноводы выбирают то, что, как они полагают, обеспечивает низкую себестоимость выращивания свиней, независимо от качества конечного продукта.

- Фокус на такие показатели, как количество живорождённых поросят и конверсию корма.

- Менеджмент полностью сосредоточен на минимальной себестоимости продукции как на свиноферме, так и на бойне.

- Мясокомбинаты ратуют за убойный выход в % и все более и более постных свиней, и платят больше за этот продукт худшего вкуса.

- Ритейлеры с европейским влиянием считают, что потребитель предпочитает нежирную свинину, и не прислушиваются к жалобам.

- Национальная система классификации, согласно которой постная свинина с плохим вкусом ценится выше.

Не очень разумно для бизнеса не принимать во внимание клиента. В свиноводстве производители живых свиней находятся в 3 шагах от потребителя.

При правильной структуре бизнеса всё должно быть наоборот. В первую очередь, как и в случае с потребительскими товарами, нужно начинать с конечного продукта. Сделайте его привлекательным для потребителя. Только ТОГДА начинайте производить этот продукт, поддерживая качество при наименьших затратах на производство (для данного продукта)…

Genesus — единственная международная генетическая компания, которая признала низкое качество современной свинины. Основное убеждение Genesus заключается в том, что мы должны производить самое вкусное мясо. Невыполнение этого требования приведет к сокращению потребления свинины, что мы и наблюдаем в большинстве стран Европы и Северной Америки.

Что же такое вкусная свинина?

Чтобы иметь хороший вкус, у мяса должна быть мраморность (такая же, как у говядины). Genesus занимается селекцией по мраморности уже более 25 лет и достигла самой лучшей выраженности данного признака у свиней среди всех оставшихся международных генетических компаний.


Мраморность – это внутримышечный жир! Существует высокая генетическая корреляция (около 90%) между мраморностью и шпиком. Поэтому, если вы хотите вкуса, то просто должны допустить немного больше жира. Сегодня с помощью геномной селекции можно вести отбор на снижение шпика без потери мраморности.

Компания Genesus никогда не отступала от основной идеи производства самой вкусной свинины и была вынуждена пойти на компромисс в отношении шпика. Мы все понимаем, что жир требует больше энергии, чем постное мясо, поэтому допускаем некоторое увеличение затрат с точки зрения FCR (коэффициент конверсии корма). Снижение содержания жира или увеличение показателя конверсии корма привело бы к ухудшению качества свинины, что в итоге сделали наши конкуренты.

Наверняка многие слышали фразу от одного нашего конкурента: «вы не можете позволить себе производить вкусную свинину». В Genesus считают, что «ВЫ НЕ ДОЛЖНЫ ПОЗВОЛИТЬ СЕБЕ ПРОИЗВОДИТЬ НЕВКУСНУЮ СВИНИНУ»! Игнорирование клиента на ваш страх и риск…

В защиту наших конкурентов скажу, что они прислушались к мнению своего клиента - свиновода, и сделали то, что он просил. Ошибка заключалась в том, что не удалось идентифицировать настоящего покупателя – конечного потребителя!!

Другие преимущества

Поскольку в Genesus всегда велась селекция по мраморности, а не по конверсии корма, мы имеем свинью с высоким аппетитом. Потребление корма является частью селекционного индекса Genesus. Мы отметили много преимуществ таких животных. Они крепкие и намного лучше справляются с болезнями и проблемами микроклимата, которые обычно являются причинами падежа, каннибализма и избыточной санитарной выбраковки свиней.

Результатом является низкий падеж, очень низкий уровень каннибализма и меньшее количество санбрака. В этом есть финансовая выгода с точки зрения увеличения продаж и, следовательно, увеличения прибыли.

Есть еще одно преимущество свиней с более высоким потреблением корма. Их можно кормить более дешевыми рационами!

Управление затратами и прибылью!

В свиноводстве нас учат, что для получения наибольшей прибыли необходимо иметь самую низкую конверсию корма и самую низкую себестоимость производства. Это неправда. Это можно увидеть на следующем примере.

Возьмем два одинаковых откормочника на 1000 мест. В корпусе 1 содержатся свиньи Genesus. В корпусе 2 содержится другой генотип, который более постный, имеет более низкий коэффициент конверсии корма (на 0,1), но более высокий падеж и санитарную выбраковку. Предположим, что стоимость свиней в корпусах одинаковая. В этом примере я оставил стоимость корма на одном уровне.

Интересным моментом, на который следует обратить внимание, является себестоимость производства на одну голову и на кг живого веса. В этом примере Genesus имеет более высокую себестоимость выращивания одного животного на 1,22 евро!

Однако, если рассчитать прибыль, получаемую за вычетом расходов на корм и поголовье, используя точно такие же цифры, у Genesus будет более высокая маржинальность в размере 2,46 евро на голову. Этот эффект дает падеж животных. В затратах его доля очень мала. Результат падежа - снижение продаж!! Именно по этой причине у вас могут быть более высокие затраты, но более высокая прибыль, когда меньше свиней погибает или съедает друг друга. Если вы используете только систему учета себестоимости, вы никогда не увидите данного эффекта!


Кто бы мог подумать, что свинья с более высокой себестоимостью будет самой прибыльной. И это только при производстве живка. Кто в это не верит, пусть посчитает сам!

У этой (более дорогой) свиньи самое вкусное мясо в мире! Представьте себе дополнительную прибыль, которую это может принести бизнесу, когда существует продукт, который потребитель (наш клиент) действительно хочет съесть…


Наталья Зарубина, ООО Дженесус Лайф Сайенс
Назад в раздел