Genesus, обзор мировых рынков: Россия, октябрь 2020

Саймон Грей, Генеральный управляющий Genesus в России, странах СНГ и Европы, Genesus Inc.


В настоящее время цена убойных свиней в России установилась на уровне 111.8 рублей ($1.46 US) за килограмм живого веса (включая НДС). Пандемия CОVID-19 и вспышки АЧС, вызывающие хаос на мировых рынках, оказывают минимальное влияние на российский рынок.

За прошедшие пару месяцев мне удалось осуществить несколько международных поездок. Некогда загруженные узловые аэропорты теперь практически безлюдны, закрыты многие торговые точки, пустуют и отели у аэропортов, при этом меры по противодействию COVID-19 в разных странах сильно отличаются. Похоже, что реальный экономический эффект от мер по регулированию COVID-19 еще пока не наблюдается!

Россия продолжает интенсивно развивать рынки экспорта свинины, хотя в процентном соотношении экспорт находится на относительно низком уровне по сравнению с общим объемом производства свинины в стране. В России также продолжается строительство и комплектация поголовьем новых свиноводческих комплексов. Это означает, что в стране будет производиться все больше и больше свинины. Не так давно мы могли видеть, как избыточное предложение (независимо от причины) на внутреннем рынке влияет на цены при реализации убойных свиней.

В России почти все усилия по увеличению продаж сосредоточены на развитии рынков экспорта. Я не вижу каких-то значительных попыток по развитию внутреннего рынка. В России живет около 145 миллионов человек. Увеличение потребления свинины всего на один килограмм на душу населения равен объему производства от примерно 60 000 свиноматок.

При этом в России уровень потребления свинины на душу населения остается довольно статичным на протяжении нескольких последних лет. Это сильно отличается от значительно увеличившегося и продолжающего интенсивно нарастать уровня потребления мяса курицы. Та же картина, что и во всем мире. За отсутствие роста потребления свинины производители свиней могут винить экономику и покупательную способность, но как можно игнорировать тот факт, что потребление мяса курицы выросло при тех же экономических условиях.

Возможно, отрасли свиноводства необходимо взглянуть на себя и спросить именно себя, почему так происходит, и не только в России, но и во всем мире, почему потребление свинины не растет такими же темпами, как потребление мяса курицы. Для стимулирования потребления использовалась масса всевозможных идей, включая производство экологически чистой свинины, надлежащие условия содержания, гуманное обращение, производство без применения антибиотиков и так далее. Ничто из перечисленного выше не оказало реального влияния на общий объем продаж. Потому что все упускается из виду главное, а именно причина, по которой люди покупают мясо.

Цена и вкус – вот два основных фактора, стимулирующих потребление мяса. Именно они действительно важны для хозяйки, делающей свои еженедельные покупки, или для клиента ресторана, выбирающего блюда из меню. Плохой пищевой опыт – лучший способ позаботиться о том, чтобы потребитель не захотел повторить покупку.

Вокруг российской отрасли свиноводства ходят толки о мясоперерабатывающих предприятиях, производящих блеклую, мягкую и экссудативную (PSE) или, наоборот, темную, жесткую и сухую (DFD) свинину с чрезмерной потерей сочности. В значительной степени качество мяса зависит от генетики, но не менее важно то, как содержатся свиньи за сутки до убоя, как проводится убой и как обрабатываются туши в первые часы после убоя. И PSE, и DFD оказывают существенное влияние на пищевое качество свинины.

Мясо курицы стоит относительно недорого и при этом оно отличается очень стабильным качеством. Купите мясо курицы, и вы гарантированно получите ожидаемый вкус и текстуру. Количество частей тушки также ограничено (грудка, окорочка и крылья). Риск разочарования крайне низок – отрасль птицеводства добилась стабильного уровня качества своей продукции. Для потребителя мясо курицы – легкий выбор.

Если вы зайдете в большинство розничных магазинов или рынков в России и подойдете к прилавку со свининой, то там вы увидите наваленные груды свинины с разными ценами, причем разобраться, какая это часть отруба практически невозможно. Что купит потребитель? Как он может понять? Если даже у него был хороший пищевой опыт, как ему снова купить то же самое? Если же речь идет о плохом пищевом опыте, то как избежать такой же ошибки? Все просто… просто перейдите к прилавку с курицей!

Мы сделали все возможное, чтобы потребителю было очень сложно решиться на покупку свинины и очень просто решить купить курицу!

Следующие места, на которые нам стоит обратить внимание, это наши свинофермы и хладобойни. Различия в типах и размерах свиней как на ферме, так и на крючке в цехе убоя невероятны. Я был на многих фермах и мог видеть, что количество генотипов даже в одном групповом загоне исчисляется двузначными цифрами. Как при таком подходе мы можем даже просто начать предлагать потребителям продукт неизменного качества?

Решения свиноводов о покупке того или иного генетического материала прежде всего основываются на его стоимости, количестве поросят, которое может произвести свинка, какова будет конверсия корма или каким будет процент выхода постной мышечной массы в туше. И ни у кого никогда не возникает ни единой мысли о том, каким будет конечный продукт, захотят ли потребители его купить, сколько они будут готовы за него заплатить, сколько в итоге купят?

Вы можете представить, что отрасль автомобилестроения работает таким же образом? Проектирование новой модели автомобиля основывается на стоимости сидений или количестве колес. Вы бы получили модель навроде того прилавка со свининой… груда непонятных и неузнаваемых деталей… Нет, производители автомобилей начинают с разработки конечного продукта, характеристик, которые получат покупатели, а также расчета того, сколько за это заплатят потребители. Как только это будет сделано, они решают, как производить новую модель с наименьшими затратами, как организовать производственный процесс, гарантируя, что все автомобили (одной и той же модели) будут одинаковыми.

Система разведения свиней от Genesus предельно проста. При вязке чистопородных свиней Йоркшир и Ландрас производят свинок F1, далее F1 кроется чистопородным терминальным хряком Дюрок. Планомерно и последовательно, поэтому все свиньи одинаковые!

Синтетический или гибридный хряк – это уже смесь разных пород. В любой такой смеси абсолютно невозможно предсказать, как и какие гены себя проявят. С самого начала говорить о последовательности и однородности не приходится. Добавьте к этому разнящиеся признаки отцовской линии многих чистопородных и синтетических хряков и получите еще большую неоднородность.

Пожалуй, когда мы смотрим на цифры по уровню потребления свинины, нам прежде всего нужно винить самих себя. Мы производим то, что хотим, а затем ждем, что потребители будут это покупать. Пока потребители говорят нам, что это не то, что они хотят.
Назад в раздел