Канада – праздник высоких цен закончился, а что теперь?

Боб Фрейзер, Продажи и сервис, Genesus Inc.


Два месяца назад Боб Хансбергер, агентство Wallenstein Farm Supply, прогнозировал общую прибыльность отрасли свиноводства на следующие 12 месяцев в размере $10.35 USD/ голову, уровни рентабельности свиноводческих хозяйств должны были составить $13.29 USD/ голову на среднем производстве и $34.30 USD/ голову на высокорентабельном производстве. И тогда же я задал вопрос, насколько они в этом уверенны, неужели действительно все опасности уже позади или мы все-таки играем с огнем?


Судя по приведенной ниже таблице, к сожалению, все-таки последнее. Прогнозируемая прибыль в течение следующих 12 месяцев теперь составляет минус $10.96 в среднем на одну свинью, уровни рентабельности средних производств на этой неделе минус $19.25 в среднем на одну свинью, а для высокорентабельных производств средняя прогнозируемая прибыль на одну голову составит $1.51. Значительное изменение уровней доходности. Тем не менее, следует признать, что прогнозирование будущего (в данном случае, рынка) дело неблагодарное, ‘мартышкин труд’ и, как однажды сказал один очень умный человек, “рынок постоянно то устремляется вниз, то вверх и поэтому в конечном итоге мы всегда застигнуты врасплох”. Это похоже на то, как мы любим говорить в Канаде, что “у нас сначала зима, а потом несколько проблемных месяцев”. Встает только один вопрос – во сколько это нам обойдется и как долго это продлится?


Что еще более важно, мой друг и выдающийся коммерсант Чарли МакВин однажды сказал мне: “Когда мы начинаем продавать себе в убыток, тогда и только тогда мы начинаем анализировать причины происходящего”. Возможно, для отрасли свиноводства Онтарио более целесообразным будет провести анализ, понять причины и “сделать работу над ошибками” до того, как она будет разбита в пух и прах.


В течение нескольких последних лет мы видим очевидные достижения отрасли со стороны мясо-переработчиков. В последние годы мясо-переработчики получают неслыханные прибыли и, конечно, они не могут им не радоваться. Также похоже на то, что они смогли это сделать в то время, когда и производители получали весьма приличные деньги. Это противоречит тому, как работает отрасль в целом, по крайней мере, так считалось раньше. По традиционным представлениям мясо-переработчик зарабатывает деньги, а производитель нет. Затем производитель зарабатывает, а мясо-переработчик нет. И так они сменяли друг друга, но, похоже, обычно в этом всегда была какая-то закономерность и определенная сбалансированность. Считалось невозможным, чтобы обе стороны зарабатывали деньги (уже не говоря о том, что это были весьма значительные деньги) одновременно. Судя по всему, на протяжении нескольких последних лет этот принцип был разрушен и привел к тому, что появились различные договоренности, в соответствии с которыми либо мясо-переработчики интегрировались в производство, либо наоборот, производители влились в процесс мясопереработки, либо и то, и другое.


Великолепным примером этому станет американская компания Triumph/Seaboard. Я ничего не знаю о ее внутреннем устройстве, но суть в том, что они только что закончили их второе очень крупное мясоперерабатывающее предприятие в Су-Сити, штат Айова (в качестве полноправных партнеров), а переход на работу в две смены позволяет заключить, что эта модель успешно работает. Здесь, в Онтарио, компания 3Ps (Progressive Pork Producers), судя по всему, имеет аналогичную модель, в которой производители заключили договор о долевом участии с мясоперерабатывающей компанией Conestoga Meats (в настоящее время пропускная способность этого мясоперерабатывающего предприятия составляет 35 000 голов убойных свиней в неделю). Тем не менее, у них нет такой слаженности, как у Seaboard, владеющих четкими навыками маркетинга мясной продукции как на внутреннем рынке, так и на международном уровне и, также, бренда. Все это было у 3Ps в первоначальном плане по слиянию с Thornapple Valley в Детройте. К сожалению, они обанкротились еще до того, как сделка была доведена до конца. Затем были предприняты некоторые шаги по совместной работе с Quality Meats в Торонто, но они были отклонены. А потом Quality Meats обанкротились. Возможно, оба эти случая могут стать неплохим уроком? В любом случае, как только производители ухватили небольшую часть, они стали настойчиво продвигаться вперед и сейчас в Conestoga Meats работают над расширением производства, чтобы получить возможность пропускать до 50 000 убойных свиней в неделю (за одну смену).


Похоже, что они поднялись на кривую роста производительности по маркетингу мяса как на внутреннем рынке, так и на международном уровне, но я полагаю, что плата за обучение в этой жесткой школе была заоблачно высокой. Бизнес по производству и маркетингу мясной продукции – это клуб больших мальчиков, его игроки владеют многомиллиардными состояниями, например, Tyson (Америка), JBS Swift (Бразилия), Smithfield (Китай) и так далее. Смогут ли производители, выходящие за рамки этой ниши долго играть на этой площадке? Как насчет канадского слияния, схожего с Triumph/Seaboard? Было ли это частью изначального плана и есть ли в нем все еще какие-либо преимущества?


Тем временем, другие участники отрасли свиноводства Онтарио хотели бы, чтобы кто-то с абсолютного нуля вдруг создал бы новый проект, ультрасовременное предприятие по мясопереработке в Онтарио, которое в конечном счете сможет работать в две смены. Я не думаю, что кто-то возражает против того, что сама по себе эта идея замечательна. Однако, как коммерсант, который может рационализировать довольно много моментов, я не понимаю, почему американцы, китайцы, представители других южно-азиатских стран или кто-бы ни было еще вдруг захотели бы сделать такие инвестиции. Я считаю, что это должно быть взвешенное решение отечественного производителя. Полагаю, по этому пути может пойти Conestoga. Работа в две смены – это что, более пуленепробиваемый? Многие считают, это именно то, что требуется отрасли свиноводства Онтарио. Разумеется, им не нужны два больших мясоперерабатывающих предприятия, работающих в две смены, такие попытки могут обречь на провал оба предприятия.


Отрасль свиноводства Онтарио в годы своего пика, а это десять или даже больше лет тому назад, имела в производстве 430 000 свиноматок. Она располагает производственной базой, желанием и возможностью снова выйти на этот уровень. Кроме того, производственная модель Онтарио, которую можно кратко выразить, как постоянный круговорот “земля – кукуруза – свиньи - навоз”, является чрезвычайно рационально функционирующей и жизнеспособной. При этом могут стать полезными некоторые изменения в законодательстве, направленные на помощь с трудовыми ресурсами и на разъединение права собственности на землю и свиноводческие объекты.


Все это требует наличия лидера и воли, так как будет явно сложно все уладить, обсудить, найти компромиссные решения и в итоге поладить. Тем не менее, эта отрасль уже не раз демонстрировала такую прозорливость в прошлом. Сейчас снова пришла пора “собрать всех под одну крышу”, пригласить всех участников отрасли, так как, похоже, приближается буря.

Назад в раздел