- Главная
- Новости
Рынок свинины России
Саймон Грей, Генеральный менеджер в России, странах Балтии и Европы, Genesus Inc.
В настоящее время цена килограмма убойных свиней живым весом составляет 102 рубля/ кг ($1.77 USD/ кг). Несмотря на некоторый рост производства и увеличение объемов экспорта свинины из Бразилии, потребительски спрос растет. Когда несколько лет назад произошло резкое падение курса рубля, люди начали тратить свои накопления на импортные товары массового спроса до начала скачка цен. Затем, на какое-то время они сократили свои расходы. Теперь ситуация начинает меняться, расходы растут, особенно на продукты. Русские по-настоящему любят свинину и поэтому они покупают ее все больше и больше.
Конечно, производители свиней не могут не радоваться стабильно высоким ценам, причем в течение такого продолжительного периода. Но при этом неплохо было бы помнить – ЭТО НЕ БУДЕТ ДЛИТЬСЯ ВЕЧНО. Санкции на ввоз свинины не будут сняты до конца 2018 года, к тому же строительство новых свиноферм идет полным ходом. Любые, наложенные на торговые отношения ограничения в конечном итоге плохо сказываются на какой бы то ни было экономической модели. Так или иначе экономика приводится движение компаниями, производящими и продающими товары и услуги.
Безусловно, когда бизнес приносит очень большую прибыль, эту истину практически невозможно донести до компаний.
Единственный надежный способ сохранения рентабельности производства при низких ценах на производимый вами продукт – это снижение себестоимости производства. Кроме того, России необходимо работать над развитием рынка экспорта, следовательно, она должна стать конкурентоспособной на глобальном уровне. А это означает конкурировать по себестоимости производства с Северной Америкой и Бразилией.
Сегодня Европа является крупным экспортером свинины даже несмотря на то, что себестоимость производства свиней в странах ЕС на 25% – 30% выше, чем в Северной Америке. Тем не менее, все продолжающееся ужесточение законов о содержании животных только повышает расходы и сокращает производство. Уже не говоря о том, что само понятие “благополучие животных” трактуется весьма спорно и носит субъективную оценку. Каждая страна, которая уже ввела жесткие правила по содержанию животных в соответствии с требованиями закона “О благополучии животных” сильно преуспела в сокращении уровня производства свиней, как минимум на 50%. И то, что в настоящее время имеет место в Германии, Голландии и Дании, с большой долей вероятности приведет к тому же – история повторяется. В конечном итоге Европа станет чистым импортером свинины. Классический пример – Соединенное Королевство. Я в последний раз работал в Соединенном Королевстве в 2000 году. В то время в стране маточное поголовье свиней составляло 800 000 свиноматок. Сейчас число свиноматок опустилось до 400 000 голов, а 50% от всей свинины на прилавках Соединенного Королевства импортного производства!
Генетика играет очень значительную роль в снижении себестоимости производства. Генетика, отвечающая международным стандартам, не только максимизирует конечный выход продукции, что уже само по себе является основным, влияющим на сокращение затрат фактором, но и позволяет производить свиней, способных достигать необходимого убойного веса, с каждым годом снижая количество потребляемого корма!
Сегодня наряду с Genesus на мировом рынке присутствует еще только четыре глобальные генетические компании, поставляющие племенное поголовье свиней. Но только свиноматки Genesus способны производить более 4 тонн живого веса свинины в год.
Россия испытывает очень большую нехватку в глобально конкурентоспособной генетике по отношению к ее нынешнему объему популяции свиней. Есть потребность в Нуклеусах на примерно 35 000 свиноматок материнской линии и 6 500 свиноматок отцовской линии.
А что это, собственно, означает – быть глобально конкурентоспособным? Недавно получены данные Основного Генетического Нуклеуса одной из 5 крупнейших генетических компаний-поставщиков генетики свиней:
- Крупная популяция, где абсолютным минимумом является наличие 400 свиноматок отцовской линии и 500 свиноматок материнской линии.
- Быть внесенным в глобальную генетическую базу данных, которая использует BLUP (Лучший Линейный Несмещенный Прогноз).
- Быть генетически связанными с первоначальным Основным Генетическим Нуклеусом через хряков или их семя.
- Придерживаться очень высокого уровня ремонта стада, намного выше 100% как для хряков, так и для свиноматок.
- Тестирование большого количества свиней и ведение селекции с высокой интенсивностью отбора.
- Получение доступа к геномной селекции.
- Команда генетиков-докторов наук.
- Связь с лучшими университетами и научно-исследовательскими институтами, работающими в этой области.
- Невероятно высокая вычислительная мощность компьютеров, способных обрабатывать потрясающе огромные объемы данных, необходимых для ведения успешной программы племенной работы (по сути, в настоящее время мощность компьютеров является ограничивающим фактором в генетике).
- Возможность доступа к многим миллионам долларов, которые необходимы для ведения указанной выше работы.
- Высокий статус здоровья поголовья свиней.
Основная причина, по которой в мире осталось всего 5 генетических компаний, кроется в том, что если вы хотите быть глобально конкурентоспособным, это будет стоить ОГРОМНЫХ денег! Компания Genesus тратит более $5 миллионов долларов США в год только на геномные исследования. Я уверен, все, кто читает этот отчет, могут подсчитать маржу, которую получают компании-племзаводчики за свинку F1 (разница между ценой убойной свиньи и ценой на свинку F1).
Затем вы можете подсчитать, сколько нужно продать свинок, чтобы просто заплатить за проведение геномных исследований. Конечно, есть множество других расходов, связанных с ведением генетической компании. Тем не менее, каждому абсолютно ясно, почему только крупнейшие компании имеют необходимый объем продаж, чтобы оставаться конкурентоспособными и получат реальный генетический прогресс.
Генетический прогресс заключается в ежегодном улучшении производственных показателей, которые достигаются компаниями по разведению свиней.
В настоящее время генетический прогресс в России приносит около 200 рублей на одну свинью ($3.28 USD). Если учесть, что в России популяция свиноматок составляет 1.8 миллионов голов, тогда генетический прогресс приносит российской отрасли свиноводства от $130 до $150 миллионов долларов США в год КАЖДЫЙ ГОД!
Особенностью многих российских компаний является их желание быть независимыми. Эта независимость включает в себя и собственную генетику. Но ведение племенных программ внутри небольшой популяции, да еще и при отсутствии необходимых инструментов, абсолютно неэффективно. Конечно, если вы производите свой собственный ремонтный молодняк, вы тратите меньше денег, но если вы не получаете генетических улучшений, ваши затраты в разы выше!
Как и во многих других странах мира, принятие решения о ведении замкнутого производства также базируется на том, что компания не хочет рисковать, ведь при вводе новой генетики может быть занесена какая-либо болезнь свиней. Конечно, некоторый риск присутствует, но при современных методах тестирования и при соблюдении надлежащих мер биологической защиты, эти риски могут быть сведены к абсолютному минимуму. А чтобы компенсировать риски, нам просто нужно рассчитать гарантированные потери от НЕполучения генетического улучшения.
Такая независимость дорого обходится отрасли свиноводства России – это недополучение более $100,000,000 долларов США в год! Когда потребуется выйти на мировую арену и быть конкурентоспособными, эти деньги очень пригодятся!