Если ваш бизнес нацелен на минимальную себестоимость производства, то каннибализм мало отразится на затратах, особенно в России, где можно продавать свиней с признаками полученных от каннибализма травм. Конечно, будут дополнительные расходы на лечение, но они относительно невелики. Свиньи, которые подвергаются нападению агрессоров, как правило, мало едят, поэтому вы не сможете увидеть большого влияния на себестоимость.
Каннибализм — это многофакторная проблема, которую трудно решить. Одним из факторов, который часто не принимают во внимание, является наследственность. Без сомнения, некоторые генотипы более подвержены риску проявления каннибализма. Переход на более устойчивый генотип может значительно уменьшить проблему или в некоторых случаях полностью устранить ее.
Настоящая цена каннибализма — снижение продаж, что существенно влияет на прибыль. Каннибализм также оказывает очень негативное влияние на персонал предприятия, который вынужден каждый день иметь дело с его проявлением, что также совершенно не отражается в себестоимости продукции!
Потери в продажах
Здесь отмечается двойное влияние. Конечно, есть частичная или полная потеря дохода от свиней, которые пострадали от каннибализма. Возьмем ферму, на которой содержится 4000 свиноматок, при травматизации 5% свиней, общие потери могут составить 6000 голов в год. Тогда предполагаемая общая потеря дохода от этих животных составит более 90 000 000 рублей в год! Единственная экономия при этом будет на кормах (все остальные затраты остаются прежними), которая составит около 35 000 000 рублей, что означает упущенную выгоду в размере около 55 000 000 рублей. Если пострадавшие животные продаются как санбрак, то эту сумму можно уменьшить.
Каннибализм влияет на потребление корма и скорость роста всех животных, а не только тех, которые подверглись нападению! Эта проблема снижает убойный вес всех свиней. По опыту потери обычно составляют от 2 до 4 кг на голову.
При потере 2 кг с каждой головы при продаже 30 свиней от 4000 свиноматок мы не дополучаем 240 000 кг в год. Это означает упущенную выгоду в размере около 30 000 000 рублей в год, за вычетом корма, который мог бы быть затрачен на производство этих килограммов, получается упущенная выгода в размере около 18 000 000 рублей.
Таким образом, примерная оценка упущенной выгоды от 5-процентного каннибализма на ферме мощностью 4000 свиноматок составит чуть более 70 000 000 рублей в год. Пожалуйста, помните, что это упущенная прибыль. Это не проявится в дополнительных затратах на производство, которые многие используют в качестве основы для принятия решений в России.
Затраты на персонал фермы
Это одна из форм демотивации. Каннибализм по определению является результатом более высокого уровня агрессии животных. Спокойные свиньи не грызут ни уши, ни хвосты других свиней. Работать в загонах с агрессивными свиньями, которые кусаются, совсем невесело. Вытаскивать съеденных заживо свиней или переводить травмированных животных из обычных станков в санитарные приносит мало удовольствия. Лечить покусанных свиней тоже не вызывает положительные эмоции.
Для достижения наилучших производственных результатов на свинофермах нужен хорошо обученный и мотивированный персонал. Как можно изо дня в день мотивировать людей, сталкивающихся с каннибализмом!..
Это затраты, которые мы, конечно, не видим, когда оцениваем себестоимость продукции. Также очень трудно оценить даже потери в производстве и, следовательно, потери в продажах и прибыли. Здравый смысл указывает на то, что эта демотивация, вероятно, повлияет если не непосредственно на производство, то, по крайней мере, на сохранение обученного персонала. Поиск, найм и обучение новых работников не бесплатны.
Потери на бойне
Еще один участок, где каннибализм может повлиять на себестоимость, — бойня. Это могут быть как потери от продаж таких частей, как уши, так и необходимость переводить свиней с основной линии на второстепенные линии для более тщательной разделки, полная браковка туши, а затем затраты на утилизацию.
Приходится что-то менять
Лица, принимающие решения в компаниях, не всегда владеют информацией о каннибализме, его причинах и влиянии на прибыль, а не на затраты. Они почти наверняка не проводят время в загонах для свиней, где их кусают агрессивные свиньи, или не вытаскивают из станков парализованных свиней с откушенными хвостами, поэтому они не знают, насколько это деморализует людей, работающих на фермах с каннибализмом.
Экономисты, ориентированные на себестоимость продукции, вполне могут быть не в состоянии рассчитать влияние каннибализма на этот показатель. Реальность такова, что оно незначительное.
Для того, чтобы остановить каннибализм необходимо вносить изменения. Эта проблема не решается сама по себе. Многие свинокомплексы в России, построенные с бетонными клюшками (из-за дешевизны), имеют потолки с выступающими прогонами. Такая конструкция увеличивает риск проявления каннибализма (для правильной работы вентиляционных систем требуется ровный потолок). Бесплатного варианта устранения этой конкретной проблемы не существует.
Опыт с другим генотипом (при условии, что вы покупаете генетику — что и делают большинство компаний) — очень недорогая вещь для тех, кто ориентирован на затраты. Как правило, сверхпостные свиньи с низким потреблением корма более склонны к каннибализму, чем генотипы с более высоким потреблением корма. При принятии решений учитывайте влияние на прибыль, а не только на затраты!!
Ольга Петриченко