Племенное поголовье – основная задача, стоящая перед Россией

Джон Макинтош

Genesus России


Математические расчеты, основанные на  численности населения России в размере 145 миллионов человек и плановом потреблении мяса свинины на душу населения в размере 30 килограммов в год, позволяют нам определить потребность российского рынка в свинине, которая составляет 4.35 миллионов тонн в год. 

Если потенциальная реализация от современной продуктивной свиноматки составляет 27 голов живым весом 115 килограммов, то размер поголовья современных продуктивных свиноматок в России можно обозначить цифрой в 1,94 миллиона. Каковы источники поставки племенного поголовья для обеспечения этого объема производства? Какова потребность в объемах племенного поголовья?    

Размер  поголовья GP свиноматок репродукторов второго порядка (мультиферм),  должен составлять 149 285 голов для обеспечения 1,9 миллионами свинок F1 с учетом коэффициента ремонта 55% и выхода 7 свинок F1 от каждой GP свиноматки.  

И, наконец, нам необходимо определить размер поголовья репродукторов первого порядка (нуклеусов) для обеспечения производства GP свинок. При коэффициенте ремонта в размере 60% и выходе 5 GP ремсвинок на GGP свиноматку (производить отбор от лучших 50%), размер поголовья материнского нуклеуса должен составлять 17 914 свиноматок. 


Расчет потребности в терминальных хряках можно начать с безопасной цифры – 150 свиноматок на хряка. На 1.9 миллионов свиноматок потребуется 12 666 хряков на российских предприятиях по производству семени. Следует отметить современные технологии, которые позволяют сократить это количество. 

 
При интенсивности ремонта в размере 55%, ежегодно возникает потребность в 6 966 хряках. При выходе 2 хряков от GGP свиноматки отцовской линии в год (отбирать лучшие 20% к работе), размер поголовья репродукторов первого порядка должен составлять 3 483 свиноматки. 

Таким образом, округляя, потребность России в поголовье репродукторов первого порядка составляет 18 000 свиноматок материнских линий и 3500 свиноматок отцовских линий, что является абсолютным минимумом, исходя из среднего показателя выхода поросят на свиноматку в год в размере 27 голов. 

В действительности, выход на обозначенный средний размер интенсивности производства потребует определенного времени и, скорее всего, в этот период племенные фермы не будут работать со 100% эффективностью. Также необходимо принять во внимание статус здоровья животных – ведь все заинтересованы в покупке животных только с высоким статусом здоровья, что подводит нас к более реалистичным цифрам в отношении поголовья свиноматок репродукторов первого порядка в России – это около 30 000 на материнских нуклеусах и 5 000 на отцовских нуклеусах. Когда я упоминаю слово нуклеус, я имею в виду предприятие высокого уровня, соответствующее международным стандартам. 

На сегодня менее 5 000 свиноматок попадают под это определение! И есть ограничения на импорт поголовья из Канады и Европы (страны, где есть высокопродуктивное поголовье). 

Вопреки сложившемуся мнению, управлять репродукторами первого порядка международного стандарта не легко. Многие генетические компании не справляются с этой задачей. За последние 20 лет многие племенные компании ушли из этого сегмента рынка. И эта тенденция до сих пор продолжается, крупные предприятия поглощают более мелкие, которые теряют рыночную конкурентоспособность.

В птицеводстве количество генетических компаний сократилось до двух. В свиноводстве глобально представлены только 5 генетических компаний, объемы производства которых позволяют не только выживать, но и развиваться. С развитием геномной селекции оставшиеся небольшие генетические компании вскоре будут вынуждены оставить свои позиции, поскольку не владеют достаточными объемами ресурсов для инвестирования в эти технологии. 

Управлять репродуктором первого порядка в России – очень сложно, у многих это не получается. Это объяснимо несколькими исторически сложившимися  причинами.

Эффективность управления нуклеусом обеспечивается за счет полностью корректного учета. 10% допущенных в учете ошибок снижают генетический прогресс на 50%!!! Сложно выполнимой задачей во многих странах мира представляется корректный учет данных, но особенно сложно это в России. 

Приведу простой пример: невозможно получить генетический прогресс по показателю количество живорожденных, когда виртуально не представляется возможным надлежащий учет этого показателя. Как правило, многие предприятия привязывают выплату премию за низкий показатель падежа, чем и пользуется персонал комплекса в своих интересах. Но даже если вопрос не связан с премированием, исторически так сложилось так и продолжает иметь место и сейчас, что не учитываются поросята весом менее 1 килограмма при рождении. И это уже укоренилось. 

Финансовое выражение генетического прогресса

Экономический эффект настоящей племенной работы заключается в постоянной оптимизации продуктивности животных, аккумулируемый  ежегодно.
   

При сложившейся на сегодня цене реализации и себестоимости производства – это 331 рубль на голову! При реализации 27 голов от каждой из 1,94 миллионов свиноматок в год, эта сумма для российской свиноводческой отрасли становится ошеломительной и составляет17,337,780,000  рублей в год.

Не имея высокопродуктивной мировой племенной базы, не имея надежной  программы племенного управленческого учета, российское свиноводство упустит эту потенциальную возможность. 

Игра в догонялки!

Принимая во внимание аккумулятивную природу генетического прогресса, догнать лучших производителей племенного поголовья не получится никогда (кроме случаев остановки генетического прогресса производимого ими поголовья). Да, можно работать по идентичной программе племенного учета, можно выйти на идентичный уровень генетического прогресса, но ликвидация генетического отставания будет невозможна.  


Единственным способом получения высококачественного племенного поголовья является его закупка, привязка к программе племенного учета мирового уровня компании, инвестирующей в самые современные технологии. 

Назад в раздел