УДК 363.4.082.12
А.В. БЛИЗНЕЦОВ, д.с.-х.н., профессор,
И.Ю. ДОЛМАТОВА, д.б.н., профессор
Р.Ф. КАРИМОВА, сосискатель ФГОУ ВПО «Башкирский ГАУ», г. Уфа, Россия
Введение. В условиях дальнейшей интенсификации свиноводства возникает необходимость разработки и внедрения региональных систем разведения, позволяющих в наибольшей степени реализовать генетический потенциал животных (пород). В этой связи, наряду с изучением технологических качеств животных (репродуктивные, откормочные и мясные) необходимо, изучать также адаптационные, влияющие на эксплуатационную способность животных и качество свинины.
Одним из таких адаптационных качеств является стрессочувствительность свиней, которая влияет не только на поведение животных, но и на продуктивность. Кроме того, способность свиноматок лучше адаптироваться к различным стресс-факторам оказывает большое влияние на жизнеспособность поросят при опоросе и в ранний период их жизни.
Обнаружение гена стрессочувствительности (RYR-1) позволяет в раннем возрасте выявлять его носителей, что может быть использовано в селекционной работе.
Цель работы. Цель проведённого исследования состояла в том, чтобы выяснить влияние гена стрессчувствительности на технологические качества свиней в условиях ГУСП совхоза «Рощинский».
Материал и методика исследований. Материалом служила кровь племенных животных свиней пород дюрок и йоркшир импортной селекции. ДНК из крови выделяли по стандартному фенол-хлороформному методу. Определение генотипов RYR-1 проводили методом полимеразной цепной реакции с последующей рестрикцией амплифицированных фрагментов рестриктазой HspAI. Для амплификации фрагмента гена RYR-1 использовали праймеры со следующей нуклеотидной последовательностью:
- 5′-GTGCTGGATGTCCTGTGTTCCCT-3′;
- 5′-CTGGTGACATAGTTGATGAGGTTTG-3′.
Электрофорез рестриктов проводили в 7%-ном полиакриламидном геле и трис-боратном электродном буфере (рН-8,9). ДНК в геле окрашивали бромистым этидием. Размеры продуктов амплификации определяли с помощью маркера pUC19/MspI.
При детекции у животных в гене RYR-1 после обработки амплификата эндонуклеазой HspAI можно наблюдать три варианта фрагментов рестрикции: 1) 50 и 84 п.н.; 2) 134, 84 и 50 п.н.; 3) 134п.н., что соответствует генотипам RYR1C/ RYR1C; RYR1C/ RYR1T; RYR1T/ RYR1T. Согласно установившимся представлениям, животные с генотипом RYR1C/ RYR1C и RYR1C/ RYR1T стрессоустойчивы, RYR1T/ RYR1T - стрессочувствительны и должны проявлять признаки стресс-синдрома.
Результаты исследований и их обсуждение. Результаты проведённого исследования представлены в таблице 1.
Таблица 1 Распределение RYR 1-аллелей и генотипов в популяциях свиней разных пород
Из таблицы видно, что наибольшая частота встречаемости гетерозиготных носителей гена стрессочувствительности RYR-1 отмечается у животных породы йоркшир, наименьшая у животных породы дюрок. Стрессочувствительных животных, гомозиготных по гену RYR-1, обнаружено не было. В контрольной группе животных крупной белой породы носителей гена стрессчувствительности не было отмечено.
Был проведён анализ связи выявленных генотипов с их технологическими качествами. Было показано, что животные породы дюрок, гетерозиготные по гену стрессчувствительности, уступают гомозиготным по гену стрессустойчивости по следующим показателям: оплодотворяющая способность спермы – 0,2%; количество поросят при отъёме – 11,8%; масса гнезда при отъёме поросят – 12,1%; сохранность поросят за период подсоса – 4,7%.
Также, было выяснено, что животные породы йоркшир, гетерозиготные по гену стрессустойчивости уступают гомозиготным по следующим показателям: оплодотворяющая способность спермы – 1,3%; количество поросят при отъёме – 4,7%; масса гнезда при отъёме поросят – 5,2%; сохранность поросят за период подсоса – 1,1%.
Заключение. Таким образом, наличие гена стрессчувствительности даже в гетерозиготном состоянии отрицательно влияет на основные показатели продуктивности свиней представленных пород.
Источник: Журнал: Перспективное свиноводство: Теория и Практика - январь 2011 года