Всероссийский научно-исследовательский институт ветеринарной вирусологии и микробиологии
(Владимирская обл. г. Покров)
Хотя материал посвящен африканской чуме свиней (АЧС), начать необходимо с другого - нового заболевания свиней, вызываемого короновирусами: вирусом эпидемической вирусной диареи и дельта короновирусом свиней.
Заболевание поражает свиней, вызывая диарею, рвоту и гибель 50-100% инфицированных поросят, при этом оно может быть различным по степени тяжести течения заболевания у поросят на доращивании и даже клинически неотличимым от диарей, вызываемых у поросят множеством других причин. В то же время у взрослых инфицированных свиней отмечают низкий уровень смертности. Данное короновирусное заболевание по клиническим признакам неотличимо от трансмиссивного гастроэнтерита, других болезней свиней, вызываемых короновирусами.
В настоящее время эта болезнь получила широкое распространение в США, выявляется в Канаде и других странах мира и наносит существенный экономический ущерб отрасли.
Хронология событий в США представлена в информационном сообщении МЭБ (Международного эпизоотического бюро) от 22 апреля 2014 года.
Хотелось бы акцентировать внимание на другой информации - на сайте Национального совета по свиноводству США опубликован перечень научных проектов, реализованных за счет средств NPB в этот период.
В помощь производителям свинины, их ветеринарам и менеджменту в контроле и потенциальной элиминации вируса Национальный совет по свиноводству профинансировал ключевые исследовательские проекты для лучшего понимания вируса ЭВД (список будет пополняться):
• оценка дезинфицирующих средств;
• устойчивость вируса ЭВД во внешней среде;
• эпизоотологическое расследование потенциального латентного распространения вируса ЭВД;
• размножение вируса ЭВД на культуре клеток и разработка стандартизированного референтного образца для диагностических исследований;
• исследования проб слюны в качестве экономичного и эффективного метода мониторинга и контроля вируса ЭВД в популяции свиней;
• оценка времени и температуры, достаточных для инактивации вируса ЭВД в фекалиях свиней на металлической поверхности;
• локализация вируса ЭВД в тканях, выделение во внешнюю среду, вирусоносительство, иммунный ответ, аэрозольная трансмиссия вируса ЭВД после заражения свиней на откорме;
• разработка и валидация средств диагностики вируса ЭВД.
Данный пример четко показывает различия в заинтересованности и подходах к решению проблем промышленного свиноводства в разных странах.
В совместно подготовленном экспертами ФАО и ВНИИВВиМ аналитическом обзоре о ситуации с АЧС в Российской Федерации и сопредельных странах уже указывалось на отсутствие заинтересованности со стороны собственников животных в решении проблемы АЧС : меры фактически навязывается “сверху” и вызывают сопротивление, казалось бы, наиболее заинтересованных в решении проблемы АЧС сторон.
Существуют значительные сложности с внедрением новых научных результатов в широкую практику. Так, Министерством сельского хозяйства Российской Федерации был профинансирован крупный контракт на выполнение НИР по теме “Совершенствование противоэпизоотических мероприятий, направленных на предупреждение распространения и ликвидацию африканской чумы свиней на территории Российской Федерации”, направленный на решение многих практических вопросов.
Европейское агентство пищевой безопасности при участии специалистов ВНИИВВиМ подготовило и опубликовало 4 аналитических обзора по анализу риска заноса и распространения АЧС, в том числе и роли диких кабанов.
С привлечением ведущих европейских экспертов была проведена актуализация прогнозов по развитию ситуации по АЧС в Грузии, Армении, России, Украине и Беларуси. При этом уровень риска того, что АЧС останется «эндемичной» в первых трех перечисленных странах среди домашних свиней, был повышен по сравнению с предыдущей оценкой, проведенной в 2010 году. Причиной тому стали отмеченные в этих странах проблемы с проведением мероприятий по ликвидации очагов АЧС. Главным образом это касается сектора свиноводства с низкой биологической защитой, то есть личных подсобных хозяйств.
В данном документе представлены подробные данные о развитии современной ситуации по АЧС в Европе и странах Северного Кавказа, эпизоотологических особенностях вспышек АЧС ( в зависимости от различных типов хозяйств, сезонности, факторов распространения, основных механизмов реинтродукции), освещены проблемы, связанные со своевременным выявлением болезни и реализацией противоэпизоотических мероприятий:
- уведомление ветеринарной службы собственниками свиней;
- раннее выявление «инфицированного» хозяйства;
- установление эпизоотологических и хозяйственных связей неблагополучной фермы;
- отчуждение и убой животных;
- эффективность работы ветеринарной службы (федеральная структура и разница финансирования, сложности взаимодействия с другими службами).
Экспертами отмечается, что риски, связанные с данными факторами, остаются высокими, какими они были и в 2010 году, и по-прежнему обусловлены задержкой в постановке диагноза и принятии мер по ликвидации очага заболевания, а также возможностью заноса вируса на ранее благополучные территории.
В качестве основных путей заноса вируса АЧС в популяцию домашних свиней на ранее благополучных территориях рассматривается перемещение контаминированной свиноводческой продукции, живых свиней и транспортные средства.
При этом в Украине и Беларуси возможность формирования зон эндемичности рассматривается как средняя, хотя не исключается возможность новых заносов вируса с территории Российской Федерации, в том числе путем перемещения людей, свиноводческой продукции и инфицированных кабанов.
Риск укоренения заболевания в популяции дикого кабана в России остается средним, поскольку в данном случае основным источником вируса рассматривается популяция инфицированных домашних свиней, от которых заражаются дикие свиньи, служащие как бы индикатором наличия инфекции в популяции домашних свиней на данной территории. Однако в регионах, где наблюдается высокая плотность кабана, вероятность сохранения неблагополучия значительно выше.
Экспертами отмечается, что интенсивный отстрел кабанов повышает риск распространения вируса.
Что касается других факторов распространения инфекции, тут следует отметить, что наибольшую опасность в этом отношении представляет продукция свиноводства, особенно в замороженном виде, тогда как корма рассматриваются как фактор, имеющий самое низкое значение.
В данном документе также представлены литературные данные по сохраняемости вируса АЧС в различных органах и тканях животных, продукции свиноводства, его устойчивости в окружающей среде.
Также в данном документе приведены последние данные о клиническом проявлении заболевания у домашних свиней и кабанов. Эксперты отмечают, что, несмотря на сохраняющуюся высокую вирулентность вируса, клинические признаки, как у домашних свиней, так и кабанов, не всегда выражены и зависят от пути заражения, дозы и иммунного статуса животного. При этом ими не исключается возможность существования животных - носителей вируса без клинических признаков (хроническая форма).
Также EFSA при участии европейских экспертов, включая специалистов ВНИИВВиМ, было подготовлено научное заключение по оценке возможных мер по предотвращению заноса и распространения АЧС дикими кабанами. Был проведен анализ эффективности значительного сокращения популяции дикого кабана путем отстрела и использования ловушек, а также изучена эффективность применения подкормки и оборудования физических барьеров с целью предупреждения миграции кабанов и распространения АЧС.
В документе отмечается отсутствие в научной литературе доказательств того, что отстрел кабанов или применение ловушек являются эффективными в плане значительного сокращения популяции кабана, причиной чего является адаптивное поведение дикого кабана, компенсаторный рост популяции и возможный приток популяции со смежных территорий. Авторы заключают, что снижение поголовья животных посредством отстрела не является эффективным инструментом для снижения риска заноса и распространения вируса АЧС в популяции дикого кабана. Кроме того, что невозможно определить масштабы распространения заболевания и поддержания вируса, отсутствия точных данных о популяции, сложной структуре и динамике популяции, невозможно определить и пороговое значение численности кабана, позволяющее предотвратить занос и распространение АЧС. Технически сложно также поддерживать численность популяции после проведения отстрела, даже если она была снижена на 80%.
Попытки значительного снижения популяции кабана, наоборот, даже способствовали географическому распространению АЧС, поскольку интенсивный отстрел приводил к рассеиванию групп и отдельных животных.
Искусственная подкормка кабанов может повышать риск распространения АЧС.
Постройка ограждений (заборов) может снизить степень перемещения кабанов, но требует при этом определения зоны обитания кабанов, а также значительных финансовых затрат.
Поскольку по отдельности перечисленные методы не могут быть эффективными, то необходимо применение комплексного подхода с использованием различных инструментов, основанного на знании экологии кабана и конкретных природных условий.
Предупреждение распространения АЧС в дикой природе требует применения стратегии управления популяцией, направленной на поддержание ее плотности и динамики в стабильном состоянии.
Следует также учитывать не только распространение АЧС среди кабанов при их прямом или опосредованном контакте друг с другом, но и возможный занос вируса с пищевыми отходами, фомитами, транспортом, кормами.
Для разработки программы по борьбе с заболеванием необходимо исходить из эпизоотической ситуации и предусматривать применение целого ряда мер, направленных на все звенья эпизоотической цепи, а также учитывать взаимодействие кабана с популяциями других видов животных и хозяйственной деятельностью человека (например, сокращение поголовья кабана в тех местах, где он является основной добычей волка, может привести к повышению «интереса» волков к домашним животным). Опубликован аналитический обзор о потенциальной роли клещей в распространении АЧС.
В настоящее время при участии ВНИИВВиМ реализуется проект 7ой рамочной программы ЕС “ASForce”, направленный на углубленное изучение африканской чумы свиней.
В 2014 году стартовал проект МАГАТЭ по разработке экспресс-методов диагностики АЧС. Совместно с Иллинойским университетом в рамках реализации гранта Минсельхоза США реализуется проект по изучению генов патогенности вируса АЧС, в конечном итоге направленный на создание эффективной и безопасной вакцины против АЧС. Как уже упоминалось ранее, совместно со Всемирной организацией продовольствия (ФАО) подготовлен и опубликован на английском и русском языках аналитический обзор по ситуации с АЧС в Российской Федерации.
Был выполнен ряд других проектов. Результаты большинства из этих проектов являются общедоступными, но при этом остаются невостребованными практикой. Новые методы исследований с трудом внедряются и находят слабую поддержку со стороны как собственников животных, так и государственной ветеринарной службы.
Сомнительной представляется практика привлечения к разработке таких программ представителей частных компаний, занимающихся выпуском средств диагностики АЧС.
Отсутствуют первичные данные по численности поголовья домашних и диких свиней, ареалу распространения потенциальных векторов-переносчиков АЧС, движению свиноводческой продукции. Без этих данных невозможна разработка эффективной Государственной программы борьбы с АЧС.
В настоящее время ситуация начинает меняться, что позволяет надеяться на улучшение сложившейся ситуации. Обязательным условием является трассировка и регионализация, так как в сложившейся ситуации регионы, наиболее активно реализующие противоэпизоотические мероприятия, оказываются в невыгодном положении (Смоленская область). При этом ранее неблагополучные регионы заявляют о своем благополучии, не подтверждая это результатами мониторинговых исследований.
Отдельно следует остановиться на мероприятиях по ликвидации очагов АЧС. Первоочередной задачей является остановка перемещения восприимчивых животных и свиноводческой продукции при возникновении подозрения на АЧС.
Не менее важной является актуализация информации о численности поголовья свиней. Эта задача должна быть возложена на органы местного самоуправления, а не на ветеринарную службу.
Постоянно поднимается вопрос организации мероприятий по убою животных в очаге заболевания и 1-ой угрожаемой зоне - да, действительно основным источником вируса является кровь инфицированных животных, но если в инструкции указано, что при невозможности сжигания у трупов перед захоронением необходимо вскрыть брюшную полость, вопрос бескровного убоя становится не таким актуальным. У животных проводят отбор проб органов, что также неизбежно связано со вскрытием брюшной полости. Целесообразным представляется централизованный сбор животных и убой доступными методами непосредственно в местах захоронения с проведением дезинфекции.
В Главе 7.6. Кодекса МЭБ детально описаны методы вынужденного убоя различных видов животных, в том числе и свиней. При этом указано на то, что инъекции неприменимы для большого количества животных. В качестве основного средства гуманного убоя рекомендуется электрический ток. Опыт применения электротока при ликвидации вспышки АЧС имеется у ветеринарной службы Оренбургской области.
Важнейшее место в борьбе с АЧС имеет своевременная и точная лабораторная диагностика. К сожалению, с вступлением в действие 61 ФЗ “Об обороте лекарственных средств” государство утратило контроль за средствами диагностики, в том числе и особо опасных болезней животных, что привело к появлению на рынке большого количества не прошедших проверку наборов для диагностики АЧС.
В заключении хотел бы процитировать предложения из отчета работы государственной комиссии по расследованию вспышки АЧС:
1. Необходимо усилить контроль за советскими судами и проверку документов для закупки мясных продуктов в зарубежных странах для питания команды и недопущения их ввоза в порты СССР.
2. В каждом морском порту организовать специальные места уничтожения мусора и пищевых отходов, снимаемых с прибывших судов.
3. Запретить транспортировку в животноводческие хозяйства необезвреженных пищевых отходов, собираемых у населения и в сети общественного питания, для кормления животных. Для обеззараживания таких отходов необходимо в крупных городах строить специальные предприятия.
4. Предусмотреть научной тематикой изучение всех аспектов АЧС, вызванных вирусом, выделенным в Одесской области.
5. Усовершенствовать систему мер борьбы и профилактики АЧС, с учётом опыта борьбы в СССР и последних достижений науки в этой области.
6. Разработать метод бескровного убоя животных, а также установки по сжиганию трупов, применительно к большому поголовью.
7. Продолжить тщательный ветеринарный надзор за свиноводством в Одесской области, и особо строгий надзор за местами захоронения трупов и инфицированного навоза в бывших эпизоотических очагах АЧС.
Отчет датирован 1977 годом. Объективно проблемы не новы и во многом объясняются не слабостью ветеринарной службы, а национальным менталитетом. Так что не стоит опускать руки. Опыт других стран показывает, что ликвидация АЧС достижима и в отсутствии вакцины, но требует совместных усилий не только со стороны государства, но и собственников животных.