Д-р Мария Девант, “Rotecna”, Испания
Проведено исследование влияния трех различных систем подачи воды на показатели кормящих свиноматок и поросят. Существенные различия в их использовании не оказали большого влияния на производительность, но могут увеличить расходы на воду и удаление навозной жижи.
Увеличение плодовитости свиноматок генетическим путем в течение последних двух десятилетий привело к необходимости дополнительного увеличения производства молока. В настоящее время темп прироста у помета может достигать 3 кг/сутки, что теоретически соответствует производству молока около 12 кг/сутки (Нобле и Этьен, 1989), где около 81% составляет вода (Херли и Брайсон, 1999). Как правило, потребность в воде у лактирующих свиноматок увеличивается примерно на 40%, по сравнению с нелактирующими. Потребление воды тесно связано с потреблением корма и температурой среды обитания, но, в то же время, и с подбором типа поилок и системы расходa воды (Мроз и др., 1995).
Сосковые поилки, как правило, используются для подачи воды кормящим свиноматкам без ограничений. В этих системах расход воды имеет решающее значение: воды должно быть достаточно для того, чтобы стимулировать ее потребление, но не чрезмерно много во избежание утечки и увеличения объема навозной жижи. Другим вариантом является система, которая поддерживает постоянный уровень воды в кормушке. Эксперимент проводился на свиноферме на 7000 голов в г. Лерида, Испания, с целью сравнения разных систем, доступных для производителей. Типы поилок и их положение по отношению к кормушке в станке различались следующим образом:
• При первом режиме употребления (Р1) использовался поплавковый регулятор уровня воды VRH, который поддерживает постоянный уровень воды в кормушке, соответствующий 5 см.
• При втором режиме употребления (Р2) используется сосковая поилка, помещенная в кормушку.
• При третьем режиме употребления (Р3) используется сосковая поилка с чашей, расположенной отдельно от кормушки на высоте 10 см от пола. При Р3 корм оставался всегда сухим, в отличие от других типов, где корм смешивался с водой, остающейся в кормушке. Расход воды для Р2 и Р3 был 6 и 3 литра в минуту, соответственно.
Описание помещения для опороса свиноматок
В оборудованном искусственной вентиляцией помещении для опороса свиноматок, где ежедневно в 09:00 фиксировалась минимальная и максимальная температура воздуха, находились загоны размером 1,6х2,4 м, разделенные сборной системой для загонов высотой 50 см. Станки были размером 2,1х2,2 м с пальцами. Пол состоял из металлического трибара для свиноматок, пластика для поросят и монолитного бетона для гнезда размером 1,2х0,4 м с подогревом.
Схема эксперимента
В общей сложности для проведения эксперимента были использованы 224 свиноматки помеси крупная белая ландрас с семью репликами по 32 животных. Самки были взвешены при вводе в станки для опороса, через 24 часа после опороса и после отъема поросят. В каждом экспериментальном периоде свиноматки поросились в течение трех дней подряд. Пометы были стандартизированы по 12 поросят в течение 24 часов после рождения, и затем взвешены.
С поросятами были проведены обычные процедуры, включая отсечение хвоста после рождения и предоставление подкормки и воды из сосковых поилок для поросят. После взвешивания не было введено или подсажено для выхаживания ни одного нового поросенка. При падеже поросят записывались данные, включающие дату, причины отхода и вес поросенка.
Условное потребление воды каждой свиноматки отмечалось при помощи точного водомера (модель 510, Tashia) ежедневно в 09:00. Аналогично отмечалось условное потребление корма каждой свиноматкой. Если какая-либо свиноматка не съедала весь рацион, количество кормовых остатков фиксировалось. Были построены две основные кривые кормления, разделенного на три этапа - 06:00, 10:00 и 18:00: одна кривая – по свинкам, а другая – по свиноматкам (Рис. 1). Рацион состоял из стандартных гранулированных кормов, обеспечивающих 3,34 Мкал перевариваемой энергии/кг, 16,8% общего белка и 0,9% лизина.
Последние 6 дней супороса свинки и свиноматки получали по 2кг корма один раз в день в 06:00, за два дня до опороса порция снизилась до 1,5 кг, и за день до опороса уже составляла 1,3 кг. Интервал между отъемом поросят и охотой также был отмечен.
Сезонный эффект был признан случайным
Исследование проводилось в течение семи месяцев, в течение сезона зима-лето. Первоначально было высказано предположение, что сезонный фактор, возможно, оказывает какое-то влияние. Минимальная температура, зарегистрированная в помещении, была 20, 21 и 23°С, максимальная температура была 23, 26 и 27° C в течение зимы, весны и лета, соответственно. Средняя температура в помещении была 21,5, 23,5 и 25°С зимой, весной и летом, соответственно.
Большинство исследований, при которых изучалось влияние температуры, (Мессия де Браганца и др., 1998; Куинью и Нобле, 1999) были проведены при постоянной температуре в помещении. Температура 25°C (Куинью и Нобле, 1999) была описана как критическая, при которой потребление корма находится под угрозой. При этом колебания температуры дают возможность смягчить последствия высокой температуры среды обитания и дают определенное временное облегчение свиньям (Куинью и др., 2000). Согласно Куинью и др. (2000), температура колебалась при всех репликах исследования, и средняя температура в помещении была ниже 25°C. Таким образом, действие сезонно-температурного фактора, имевшее место при определенных репликах, рассматривалось как случайный, а не фиксированный основной эффект.
Тенденция развития показателей помета
В общей сложности, 12 свиноматок было удалено из-за разных патологий, представляющих угрозу их лактации. Данные по показателям свиноматок и поросят приведены в Таблице 1. Статистически значимых различий между режимами подачи воды не было выявлено, как в отношении веса свиноматок в начале и после опороса, так и в отношении начального веса поросят и их веса в лактационный период (251 ± 1,5 кг, 217 ± 2,7 кг, 1,6 ± 0,01 кг, 20,2 ± 0,16 кг, соответственно). Интервал между отъемом поросят и охотой также не зависит от типа поилки. У 71% свиноматок охота началась менее чем через 7 дней, у 10% – в период между 7-21 днем, у 7,5% – после 21-го дня, и 11,5% были выбракованы.
Были определены показатели конечного веса помета, прироста и среднесуточного прироста поросят. Конечный вес помета и прирост помета были больше при Р1, по сравнению с Р2, а Р3 здесь на третьем месте.
Анализ падежа показал, что в течение первых 3 дней смертность поросят составила 36%, с 3 по 10 день – 37%, независимо от режима подачи воды. 74% из этих поросят весили 1-2 кг, и основными причинами были нежизнеспособность (42%), умерщвление ввиду нежизнеспособности (22%) и задавливание (21%). Однако была обнаружена значимая зависимость между режимом подачи воды и падежом поросят в возрасте более 10 дней в следующем порядке: 36%, 53% и 85% при Р1, Р2 и Р3, соответственно.
Ограничение питания в конце
Данные по среднему условному потреблению свиноматками воды и корма приведены в Таблице 2. Показатель среднего потребления воды до и после опороса был самым высоким при Р3, на втором месте стоит Р2, и самый низкий показатель был при Р1. Была обнаружена связь между днями и режимом подачи (Рис. 2): водопотребление увеличилось за два дня до опороса, уменьшилось в день опороса и стало увеличиваться ежесуточно после опороса.
Не было обнаружено статистически значимых различий в условном потреблении корма свиноматкой в промежуточном периоде и перед опоросом, в то время как показатели потребления корма после опороса показали, что при Р3 свиноматки потребляли меньше корма, чем при Р1 или Р2 (4,41, 4,52 и 4,55 кг, соответственно). Результаты, отмеченные по поросятам при Р3, также наихудшие. Это может быть связано с условно меньшим потреблением корма в конце периода лактации. Кормление сухим кормом не позволило свиноматкам довести потребление корма до максимума в последний период лактации. Анализ смертности поросят подтверждает гипотезу о том, что при Р3 имело место ограничение питания в конце периода лактации.
Без ограничений, но не чрезмерно
Таким образом, худшие результаты среди пометов были получены при Р3, что может быть отнесено на счет условно меньшего потребления корма в конце периода лактации. И все же водопотребление при Р3 было в два раза больше, чем при Р1 и Р2, что подтверждает теорию о том, что половина воды расходуется бесполезно. Когда свиноматки надавливали на шток сосковой поилки, не вся вода оставалась в чаше, часть ее переливалась в жижесборник.
Более высокий результат по пометам при Р1 противоречит показателям условного потребления корма и воды свиноматками при Р2. Увеличение условного потребления воды при T2 в конце лактационного периода было неожиданным: принято считать, что животные устают от надавливания на шток и кормящие свиноматки не выпивают столько воды, сколько им необходимо. Более низкие показатели при Р2 подтверждают предположение о том, что вода и корм частично теряются в последний период лактации при увеличенных кормовых рационах из-за неконтролируемого уровня воды в кормушке.
Хорошие показатели при Р1 основаны на поддержании низкого уровня воды, что снижает потери воды и корма, при этом используется принцип смешивания кормового рациона с водой (Роппа, 2002) для стимуляции потребления корма свиноматками.