Ринат Туктарович Сафиуллин, д.в.н., профессор, заведующий проблемной лабораторией
ГНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт гельминтологии им. К.И.Скрябина» Россельхозакадемии
Одной из основных задач Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса», а также ведомственной целевой программы «Развитие свиноводства в Российской Федерации на период до 2015 года» является обеспечение населения России продовольствием собственного производства в пределах научно обоснованных норм.
В этой связи свиноводство является наиболее скороспелой отраслью мясного животноводства, позволяющей при правильной организации производства обеспечить в относительно короткие сроки потребности населения Российской Федерации в биологически полноценной и экологически чистой свинине, что является одной из важнейших социально-экономических задач агропромышленного комплекса РФ. За последние пять лет свиноводство приобрело статус отрасли, благоприятной для инвестирования благодаря защите внутреннего рынка квотами, субсидиям Минсельхоза по кредитам для мясопроизводителей, благоприятной ценовой ситуации на рынке свинины и другим факторам. Вследствие значительного притока инвестиций в свиноводство в последние годы эта отрасль показывает положительную динамику развития.
Однако для осуществления намеченных целей необходимо знать особенности распространения болезней свиней, в частности паразитозов, на конкретных свинокомплексах, для минимизации или полной ликвидации негативного влияния их на организм животных. Эти заболевания являются лимитирующим фактором полноценной реализации генетического потенциала современных высокопродуктивных отечественных и зарубежных пород свиней, а также наносят, кроме вреда здоровью животных, огромный экономический ущерб в масштабе конкретного хозяйства и страны в целом, который включает затраты на увеличенный расход кормов, снижение их усвояемости, потери продукции, затраты на ветеринарные лечебно-профилактические мероприятия, выбраковывание пораженных органов на мясокомбинатах и др.
Заражённые кишечными нематодами и паразитическими простейшими животные выделяют огромное количество инвазионных элементов, которые загрязняют объекты внешней среды и сточные воды свинокомплексов, а при неэффективной работе очистных сооружений и окружающую среду.
Поэтому дополнительным ресурсом увеличения продуктивности свиней и повышения рентабельности отрасли является полная ликвидация инвазионных болезней в конкретных хозяйствах разного типа или снижение наносимого ими вреда до экономически неощутимого уровня. Добиться этого можно опираясь на концепцию девастации инвазионных болезней по К.И. Скрябину (1947) и современную систему противопаразитарных обработок с дегельминтизацией не только животных, но и получаемого на свинокомплексах бесподстилочного навоза и стоков в соответствии с современными стандартами природоохранных технологий. В нашей стране и за её пределами разработаны эффективные технологии очистных сооружений и дезинвазии животноводческих стоков с использованием последних в качестве доступных органических удобрений или топлива для биогазовых установок. В 70-80-е годы прошлого века при массовом строительстве промышленных свинокомплексов на них применялась технология производства «Джи-э-Джи» (Италия), частью которой была гидросмывная система удаления навоза с дальнейшей его многоступенчатой аэробиологической очисткой. Эта система показала свою эффективность в отношении обеззараживания стоков от яиц гельминтов, однако ее стоимость достигала трети затрат на все предприятие. В последнее время на вновь возводимых свиноводческих предприятиях используются зарубежные системы навозоудаления, в частности, хорошо зарекомендовавшая себя, самотечная система периодического действия с пластиковыми трубами под навозными ваннами.
Исходя из отмеченного, эффективная работа очистных сооружений свинокомплексов разного типа в отношении возбудителей паразитозов позволяет предотвратить диссеминацию инвазионного начала в биосфере и заражение специфичных и неспецифичных хозяев паразитарными патогенами, что является актуальной задачей и имеет большое социальное значение.
Работу проводили в 2008-2010 гг. в свинокомплексе ООО «КампоФерма» Зарайского района Московской области на 50 тыс. гол./год и на базе проблемной лаборатории ГНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт гельминтологии им. К.И. Скрябина» РАСХН.
На основные эндопаразитозы свиней: аскаридоз, эзофагостомоз, трихоцефалёз и балантидиоз обследовали с периодичностью 1 раз в месяц по 20 животных следующих возрастных групп: поросята 0-2 и 2-4-месячного возраста, молодняк 4-6 месяцев, животных на откорме 6-8 месяцев, супоросных, подсосных свиноматок и хряков методом прижизненной копроскопии по Фюллеборну. Количество яиц нематод и цист и ооцист простейших подсчитывали при малом увеличении микроскопа МБИ, объектив 8, окуляр 10 в трёх каплях исследуемой пробы с последующим вычислением среднего показателя.
Контаминацию объектов внешней среды инвазионными элементами гельминтов и простейших свиней определяли, исследуя соскобы из полов станков, стен станков, кормушек и полов проходов, с помощью флотационного метода Фюллеборна. Наряду с отмеченным, в процессе выполнения работы уточняли принятую систему уборки, удаления и переработки навоза, очистки и дезинвазии свинарников и выгульных площадок. Отбор проб проводили с указанной выше периодичностью.
Изучение степени контаминации яйцами и личинками гельминтов, а также цистами паразитических простейших бесподстилочного навоза проводили с периодичностью 1 раз в месяц. Отбор, транспортировку и исследование проб проводили по методике А.А. Черепанова (1972). Пробы отбирали в утренние часы объемом не менее 2-3 л из 3-5 точек, используя пробоотборник ППМН-1000. На месте отбора проб составляли опись, в которой указывали дату, место, точку отбора пробы и ее объём. Для предотвращения развития в пробах микробиологических процессов в них добавляли несколько капель консерванта (формалин 40%-ный).
Выживаемость заложенных на разной глубине лагуны-накопителя яиц свиной аскариды изучали, извлекая их и перенося для культивирования в условиях влажной камеры в термостат, далее вели наблюдение за их развитием и другими морфологическими изменениями.
Переходим к анализу результатов полученных данных. Свинокомплекс ООО “КампоФерма” Московской области построен в 2007 году по иностранному проекту (Испания) под руководством и контролем зарубежных специалистов, на участке, который ранее использовался для посева кормовых трав. Предприятие укомплектовано современным высокотехнологичным импортным оборудованием для обеспечения всех звеньев производственного процесса от раздачи кормов до уборки навоза. В хозяйстве выращиваются свыше 20 тысяч завезенных из Германии и Испании животных пород дюрок, ландрас и крупная белая. Это предприятие с законченным циклом производства, отъем поросят от свиноматок осуществляется в возрасте 28 дней.
Зараженность поголовья свинокомплекса ООО “Кампоферма” паразитами
В свинокомплексе ООО “КампоФерма” Московской области эпизоотическая ситуация по паразитозам сложилась следующая (табл. 1, рис. 1): за весь период исследований у животных выявляли инвазирование только патогенными кишечными простейшими рода Balantidium разной степени экстенсивности, а в одно исследование обнаружили одновременное паразитирование аскарид и балантидий с экстенсивностью 5 и 44,5% соответственно у свиноматок подсосных.
Результаты, полученные нами при копроскопическом мониторинге паразитозов в ООО «КампоФерма», дают основание сделать вывод, что в данном хозяйстве практически не регистрируются основные гельминтозы. Это указывает на определённую работу в этом направлении ветеринарной службы хозяйства, которая даёт устойчивый положительный результат, в то же время ветеринарные специалисты хозяйства игнорируют инвазированность всех половозрастных групп свиней паразитическими простейшими - балантидиями, наносящими наибольший ущерб группе молодняка, который заражается от необработанных соответствующим антипротозойным препаратом свиноматок, что является нарушением принципа комплексности противопаразитарных мероприятий и делает борьбу с паразитозами на предприятии незавершённой.
Исследования 360 проб соскобов с объектов внешней среды, показали, что во всех соскобах отсутствовали инвазионные элементы кишечных нематод свиней, но были обнаружены цисты балантидий. При исследовании 50 соскобов с пола станков, где содержались свиноматки, и поросята инвазионные элементы паразитических простейших выявлены в девяти пробах, что составляет 18% (табл. 2).
Исследование 50 проб с полов проходов свинарника-маточника яиц нематод и цист патогенных простейших не выявило. Со стен станков свинарников-маточников также было обследовано 50 проб, из которых в шести выделены инвазионные элементы балантидий, что составляет 12%. Обследование 50 соскобов с кормушек в указанном свинарнике инвазионных элементов эндопаразитов свиней не показало.
При выявлении контаминации объектов внешней среды инвазионными элементами в свинарнике для содержания ремонтного молодняка нами были получены следующие данные. При исследовании 40 проб соскобов с пола станков цисты балантидий выявлены в 4 случаях (10%) (табл. 3). В 40 соскобах с пола проходов в 5 случаях обнаружены цисты патогенных кишечных простейших - балантидий (12,5%). При обследовании 40 соскобов со стен станков в 10% проб регистрировали вышеназванных простейших (4 случая). Кормушки в этом помещении цистами балантидий контаминированы не были.
Краткая характеристика системы навозоудаления ООО «КампоФерма»
В этом свинокомплексе используется самотёчная система навозоудаления периодического действия с канализационными пластиковыми трубами под навозными ваннами.
Система работает следующим образом (рис.2): под станками с решётчатым полом находятся бетонные навозные ванны длиной до 14 м и глубиной 0,4-0,6 м, куда, через решётчатые полы поступают экскременты животных и смывная вода при уборке и дезинфекции станков. Под ваннами монтируется система канализационных трубопроводов из поливинилхлорида с определенным уклоном. В ваннах находятся навозные тройники с плотно прилегающими к отверстию пробками. После заполнения ванны, т.е. по истечении двух недель, пробка слива поднимается вручную при помощи крюка. Жидкость в навозе является движущей силой при шлюзовании. После этого навоз по пластиковым трубам удаляется за пределы свинарников в плёночную лагуну-накопитель открытого типа объёмом 12,5 тыс. м3, расположенную за территорией свинокомплекса (рис 3, фото 1).
Данная система удаления навоза обеспечивает постоянную, легко поддерживаемую чистоту в помещениях для содержания животных и не требует затрат физического труда. Отдельно расположенные бетонные ванны под полом исключают проникновение инвазии и инфекции с навозом из одной секции в другую.
Контаминация бесподстилочного навоза инвазионными элементами эндопаразитов свиней
Данные наших исследований показывают, что исходные стоки и содержимое лагуны-накопителя ООО «КампоФерма» контаминированы яйцами аскарид и цистами балантидий со средней интенсивностью в отношении яиц аскарид и цист балантидий для стоков 4,9 и 226,0 экз./л соответственно (табл. 4), а для лагуны-накопителя от 0,2 до 2,9 экз./л яиц аскарид, в зависимости от глубины, и от 27,8 до 394,5 экз./л для цист балантидий также в зависимости от глубины (табл. 5).
Для репрезентативной оценки контаминации содержимого лагуны- накопителя инвазионными элементами эндопаразитов свиней мы условно разделили её на четыре сектора (участка): сектор A (правый «нижний» угол), сектор B (правый «верхний» угол), сектор C (левый «верхний» угол) и сектор D (левый «нижний» угол), откуда с помощью пробоотборника ППМН-1000 отбирали пробы бесподстилочного навоза с глубин от 2 до 5 м.
Доминирующим контаминатором жидкого бесподстилочного навоза и содержимого лагуны-накопителя ООО «КампоФерма» Московской области являются цисты балантидий, в сотни раз ниже содержание в стоках инвазионных элементов свиной аскариды. Также следует отметить, что с увеличением глубины повышается и содержание инвазионных элементов эндопаразитов свиней в единице объёма стоков. Так, наибольшее суммарное (по глубинам) количество цист балантидий зарегистрировано в секторах А и D, которое составило 703,9 и 694,9 экз./л соответственно, а наименьшее в секторах С и В - 635,7 и 639,1 экз./л соответственно. Для яиц аскарид ситуация несколько другая - наиболее загрязнены ими секторы А и В (5,6 и 3,7 экз./л соответственно), меньше С и D (1,6 и 2,7 экз./л соответственно). При ранжировании секторов по суммарному количеству паразитарных патогенных биологических агентов (яиц аскарид и цист балантидий, экз./л) в сторону снижения интенсивности контаминации они расположились в следующем порядке: сектор А - 709,5 экз./л, сектор D - 697,6 экз./л, сектор С - 637,3 экз./л и сектор В - 624,8 экз./л.
Содержание инвазионных элементов эндопаразитов свиней на разной глубине лагуны-накопителя ООО «КампоФерма»
Динамика гибели яиц аскарид на разной глубине заметно отличалась (табл. 6). Так, для глубины 2 м через 29 дней опыта количество жизнеспособных яиц составило 77,1%. В дальнейшем наблюдалось прогрессирующее снижение выживаемости тест-объектов, выражающееся в том, что на 57-й день опыта сохранили жизнеспособность 61,4% яиц модельной нематоды, а после 85 дней нахождения на глубине 2 м - 37,6% заложенных тест-объектов. По прошествии 113 дней опыта на глубине 2 м все выделенные яйца свиной аскариды морфологически имели сохранённую оболочку, вакуолизированное содержимое, при культивировании оказались погибшими. При исследовании тест-объектов на остальных глубинах динамика гибели яиц аскарид имела свои особенности и выражалась в постепенном снижении количества жизнеспособных яиц на протяжении более пяти месяцев от начала опыта. На глубине 3 м через 29 дней сохранило жизнеспособность 93,9% заложенных яиц, через 57 дней - 93,2%, а через 85 дней уже 64,5%. К 113-му дню опыта количество погибших яиц увеличилось вдвое и составило 50,9%, а на 141-й день - 27,6%. Гибель всех размещённых на указанной глубине тест-объектов произошла к 169 дню (свыше 5 месяцев) после закладки. В отношении яиц аскарид, помещённых на глубину 4 и 5 м следует отметить, что в течение почти полугода (169 дней) количество жизнеспособных яиц снизилось на глубине 4 м на 64,6%, а на глубине 5 м на 73,1%. Так, через 57 дней от начала опыта количество жизнеспособных яиц на глубине 4 и 5 м составило соответственно 94,9 и 90,8%, через 113 дней - 68,1 и 54,2%, через 169 дней - 35,4 и 26,9% и только через 12 месяцев все заложенные на этих глубинах тест-объекты оказались нежизнеспособными (фото 2).
Относительно короткие сроки гибели инвазионных элементов свиной аскариды, заложенных в поверхностных глубинах (2 и 3 м) лагуны можно объяснить более интенсивным прогреванием её содержимого прямыми солнечными лучами и активизацией биохимических процессов в жидком бесподстилочном навозе, оказывающих негативное влияние на зародышевые структуры. Ускорение динамики гибели яиц модельной нематоды на глубине 4 и 5 м после осенне-зимнего периода, вероятно, связано с высокой концентрацией азотсодержащих веществ, отрицательно влияющих на жизнеспособность тест-объектов и усилением губительных для них процессов, которые интенсифицируются в жидком навозе при повышении температуры окружающей среды в весенне-летний период. Следует отметить, что на длительность выживаемости яиц модельной нематоды, вероятно, влияет и разбавление навоза тающим весной льдом, снегом, а также атмосферными осадками, которые снижают концентрацию аммиака и других овоцидных компонентов навоза.
Заключение
Подводя итог нашим исследованиям следует отметить, что данный свинокомплекс построен по испанскому проекту, который предусматривает комплектование поголовья комплекса и получение в нём животных, свободных от гельминтов и паразитических простейших. Соответственно, получаемый от таких животных навоз будет безопасным в санитарно-паразитологическом отношении, что позволяет использовать его для удобрения сельхозугодий без выдерживания в накопителях. Немаловажную роль в текущих экономических условиях сыграла и экономия на очистных сооружениях.
Однако в настоящее время на свинокомплексе имеют место нарушения технологии в отношении паразитологического статуса предприятия и, соответственно, загрязнённости навоза инвазионными элементами эндопаразитов свиней. Кроме этого, отсутствие системы очистки стоков нарушает требования нормативных документов и ставит под вопрос биобезопасность свинокомплекса.