Повышение содержания витамина D3 в рационе не влияет на показатели свиноматок и поросят и на минерализацию костной ткани последних. Об этом сообщил в своем докладе Джош Флор (Josh Flohr), сотрудник канзасского университета, на конференции, посвященной дню канзасского свиноводства, проходившей в 2013 г.
Для исследования эффективности рациона с повышенным количеством витамина D3 для свиноматок с точки зрения показателей свиней и поросят, а также содержания 25-гидроксивитамина D3 в сыворотке крови и витамина D3 в молоке, костной и других тканях новорожденных животных было отобрано 84 особи (PIC 1050) и их детеныши.
После осеменения свиньи были произвольным образом разделены на три группы в зависимости от количества включенного в рацион витамина D3 (680, 1 360 или 2 720 МЕ на фунт полноценного рациона). В день диагностирования беременности,100-й день беременности, в день опороса и в момент отъема детенышей (21-й день) у них брали кровь для анализа. Вес поросят регистрировался при рождении и в момент отъема, и у двух поросят из помета брали сыворотку в день рождения, в 10-й день и при отъеме. 54 поросенка (по 18 животных из каждой группы) усыпили сразу после рождения и вскрыли для получения образцов костной и других тканей.
С точки зрения показателей маток и подсосных поросят, а также характеристик костной золы и плотности костной ткани различий между группами выявлено не было (P>0,10), однако у свиней, получавших большее количество витамина D3, отмечалось повышение уровня витамина D3 в молоке и 25-гидроксивитамина D3 в сыворотке крови (линейно; P<0,01).
Содержание 25-гидроксивитамина D3 в сыворотке крови поросят увеличивалось (квадратично; P<0,03) по мере увеличения количества витамина D3 в материнском рационе. С повышением содержания витамина D3 в материнском рационе наблюдалось снижение количества этого вещества почках новорожденных детенышей (квадратичное; Р=0,08), а в печени, напротив, увеличение (линейное; Р=0,09). Тем не менее физиологическая концентрация витамина D3 в тканях этих органов была низкой вне зависимости от статистических тенденций.
При отъеме была выделена подгруппа из 180 поросят (PIC 327 × 1050), которая изучалась по методу расщепленной делянки 3×2 на протяжении 35 дней для того, чтобы определить влияние уровня витамина D3 в материнском рационе, а также результаты применения диет с двумя уровнями содержания витамина D3 (816 или 8 160 МЕ на фунт) в течение первых 10 дней после отъема для роста поросят и количества 25-гидроксивитамина D3 в сыворотке крови.
В целом (за период с момента отъема до 35-го дня) ни один из источников витамина D3 не оказал влияния на среднесуточный прирост массы и соотношение «корм/вес», однако при повышении уровня витамина D3 в материнском рационе наблюдалось снижение среднесуточного потребления корма (квадратичное; P<0,06), т.к. у поросят, рожденных свиньями, в рационе которых содержалось 1 360 МЕ витамина D3 на фунт, этот показатель был меньше аналогичного показателя у поросят, рожденных свиньями, в рационе которых содержалось 680 или 2 720 МЕ витамина D3 на фунт.
Содержание 25-гидроксивитамина D3 в сыворотке крови поросят, находящихся на доращивании, увеличивалось (линейно; P<0,01) в соответствии с увеличением уровня этого вещества в материнском рационе (по данным на день отъема). Взаимовлияние количества витамина D3 в материнском рационе и в рационе поросят (P<0,01) наблюдалось на 10-й и 21-й дни: в группе, для которой применялась диета с 8 160 МЕ витамина D3 на фунт, у особей, рожденных свиньями, в рационе которых содержалось 680 МЕ витамина D3 на фунт, рост уровня 25-гидроксивитамина D3 в сыворотке крови был более заметным, чем у поросят, рожденных свиньями, получавшими 1 360 МЕ витамина D3 на фунт.
Флор и его коллеги сделали вывод о том, что содержание 25-гидроксивитамина D3 в сыворотке крови свиноматок и поросят и витамина D3 в молоке можно повысить, увеличив уровень витамина D3 в материнском рационе, а повышение количества этого вещества в рационе поросят, находящихся на доращивании, может способствовать росту уровня 25-гидроксивитамина D3 в их сыворотке крови.
Они добавляют, однако, что увеличение количества витамина D3 в рационе не отражалось на показателях свиней и их детенышей и на минерализации костной ткани новорожденных животных.