Гречухин А.Н. ООО “Кронвет”
Проводя эпизоотологические обследования на свиноводческих комплексах все чаще сталкиваешься с необоснованностью применения тех или иных ветеринарных мероприятий или даже их отсутствием, что приводит :
второе - ухудшает ветеринарно-санитарное и эпизоотическое состояние хозяйства.
В результате анализа деятельности 22 свинокомплексов можно сгруппировать и выделить наиболее часто встречающиеся причины этих ошибок.
1.Отсутствие эффективной лабораторной диагностики в России
Неумение ветеринарных специалистов трактовать результаты полученных исследований и делать правильные выводы, из-за чего вообще прекращаются какие либо исследования. Это происходит из-за недостаточной квалификации, опыта, отсутствия компетентной, профессиональной литературы с одновременным засильем “специалистов” готовых продать все что надо и не надо безо всякого обоснования или обосновывая рекомендации и продажи ложными представлениями.
2. Невозможность осуществлять патологоанатомическую диагностику из-за отсутствия мест для вскрытия.
3.Повальное применение низкокачественных субстанций лекарственных средств или их многочисленных фасованных форм.
Из сложившийся практики , практически все свиноводческие комплексы со всех точек России, отправляют материал для лабораторных исследований во ВНИИЗЖ. Сюда же зачастую привозится материал и с сопредельных территорий через коммерческие снабжающие фирмы. Меньшая часть материала исследуется в НПО НАРВАК, Покровском институте и даже за рубежом. ВНИИЗЖ уже захлебывается в этом потоке, что при всем уважении к сотрудникам института, не может не сказываться на качестве исследований, не говоря уже об интерпретации полученных результатов и практических рекомендаций по результатам этих исследований, которые уже давно не делаются.
Обоснование рекомендаций и предложений .
Зайдем на официальный сайт Россельхознадзора. Найдем в левом столбике раздел “Эпизоотическая ситуация” и откроем Отчет по эпизоотической ситуации за 12 месяцев 2011 года ( от 19.03.2012 г.), сделанный Информационно-аналитическим центром Россельхознадзора. Я упущу явное несоответствие заболеваемости свиней по нозоформам к количеству неблагополучных пунктов. Нас интересует другое. Согласно файлу №16, отражающему заболеваемость свиней в нашей стране, первые 4 позиции из 33-х занимают дизентерия свиней, гемофилезный полисерозит, колибактериоз и сальмонеллез. Далее следует африканская чума свиней, которой мы касаться не будем, поскольку это отдельная болезненная тема. В отчете за 2010 год на 5 месте был пастереллез. В 2011 году за АЧС следуют нематодозы, прочие инфекции ( очевидно невыясненной этиологии), пастереллез, отечная болезнь и т.д. Таким образом, налицо бактериальные инфекции, которыми и пугают производители антибактериальных препаратов и фасовщики антибактериальных субстанций руководителей предприятий и ветеринарных врачей. А правда заключается в том, что бактериальные инфекции являются , главным образом, вторичными. А первичными- вирусные болезни, которые на уровне районных и областных лабораторий практически не умеют диагностировать. Таким образом, боремся с бактериальными болезнями, тратим средства, а ситуация не улучшается. Первичные инфекции: цирковирусная болезнь свиней, микоплазмозы, актинобациллезная плевропневмония вообще отсутствуют в списке Россельхознадзора. А репродуктивно-респираторный синдром занимает 14 позицию, только после кокцидиоза.
Теперь в отношении бактериальных инфекций. По итогам 2011 года нами в результате обследования хозяйств в 70 % случаев выявлен стрептококкоз свиней, в 91 % актинобациллезная плевропневмония, с которой без вакцинации одними антимикробными средствами бороться практически невозможно. Можно согласиться с официальными данными в отношении дизентерии свиней, распространение которой действительно увеличилось, и по нашим наблюдениям выявляется в 40% хозяйств, но только благодаря несвоевременной и несовершенной диагностики во время карантинирования, при завозе племенного поголовья. И вот тут вскрывается другая проблема - несоответствие заявленного благополучия по инфекционным болезням хозяйств поставщиков фактическому их состоянию.
Другими словами хозяйства поставщики, причем как отечественные, так и зарубежные, скрывают от покупателей свое неблагополучие по ряду инфекционных болезней, опять же пользуясь несовершенством диагностических исследований. За последние два года мы наблюдаем завоз на совершенно новые площадки свинопоголовья, являющегося носителем дизентерии свиней, илеита, актибацилезной плевропневмонии.
Пастереллез с сальмонеллезом в современных промышленных комплексах при соблюдении элементарных ветеринарно-санитарных правил, вообще не являются проблемой, позволю себе такое смелое утверждение.
Таким образом, реально антибактериальные средства требуется применять против дизентерии свиней, стрептококкоза и точечно при актинобацилезной плевропневмонии. Причем данные возбудители требуют точности дозировки, качества препарата, и максимальных сроков обработок.
Стоимость вакцинопрофилактики, в денежном выражении, безусловно возрастает. Мы имеем доступ к лучшим продуктам ведущих мировых производителей. Но применяем эти лучшие продукты крайне нерационально, иногда совершенно бесполезно, а иногда и необоснованно. А с другой стороны замещаем импортом некоторые более дешевые отечественные разработки, которые по качеству ничем не хуже зарубежных.
- Заход в благополучное по PRSS хозяйство живыми вакцинами, только на основании возникновения абортов невыясненной этиологии, повышенного количества мертворожденных поросят и наличия у отдельных поросят на доращивании цианоза ушей, при отрицательной серологии основного стада, но зато по совету зарубежного консультанта, фирмы продавца вакцины.
- Применение вакцин против пастереллеза и паратифа.
Эффективность противоэпизоотических мероприятий зависит от грамотного, научно обоснованного подхода. Только ежедневный эпизоотологический анализ, ежедневное вскрытие всех павших животных, ежеквартальный серологический мониторинг всех половозрастных групп, а также экономический анализ применяемых мероприятий позволяют рационально построить схемы вакцинаций, антимикробных и других обработок.
Автор не претендует на абсолютность своих выводов, отчетливо понимая, что они не бесспорны, и приглашает все заинтересованные стороны принять участие в целесообразной оптимизации до предела нагроможденных ветеринарно-санитарных мероприятий.