Ветеринарный эксперт Дэвид Берч (David Burch) изучает законодательство в области применения антимикробных препаратов. Он подготовил его сводный глобальный обзор. Что происходит в разных странах мира?
ЭКСПЕРТ
Помимо неоднозначной законодательной работы, которая осуществляется в странах Европейского союза, значительные изменения в отношении применения антибиотиков у сельскохозяйственных животных отмечаются в США, а мировое сообщество в лице Большой двадцатки и ООН продолжает совершенствовать учет и оценку действия антибиотиков и их использование на уровне фермерских хозяйств.
Глобальная стратегия
Страны G20 поддержали работу по изучению антибиотикорезистентности (АБР) в своем заявлении, сделанном по итогам саммита в Ханчжоу (Китай):
«46. Антибиотикорезистентность (АБР) представляет серьезную угрозу здоровью человека, развитию и общемировой экономической стабильности. Мы подтверждаем необходимость всестороннего изучения проблемы борьбы с устойчивостью микроорганизмов к лекарственным препаратам путем разработки доказательных способов профилактики и снижения устойчивости и проведения открытых научных исследований новых и имеющихся противомикробных препаратов с учетом обоснованной позиции стран-участниц G20, а также призываем ВОЗ, Продовольственную и сельскохозяйственную организацию ООН (ФАО), Всемирную организацию охраны здоровья животных (ВООЗЖ) и Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) представить в 2017 г. совместный доклад о возможностях решения данного вопроса с рассмотрением экономических аспектов.
«В этой связи мы будем пропагандировать рациональное использование антибиотиков и учитывать серьезные проблемы, связанные с доступностью противомикробных препаратов и их влиянием на здоровье человека.Мы поддерживаем работу ВОЗ, ФАО и ВООЗЖ и надеемся, что встреча на высоком уровне по вопросу AMR в рамках Генеральной ассамблеи ООН будет успешной. Мы надеемся на проведение дискуссий по данным проблемам при новом председателе».
Еще об АБР
Вопрос об АБР также стоит на повестке встречи в рамках Генеральной ассамблеи ООН, которая пройдет в этом месяце (21 сентября). В ней примет участие Великобритания, неожиданно инициировавшая разработку большей части вопросов, вынесенных на повестку, для чего Фондом Флеминга было выделено 265 миллионов фунтов стерлингов (306 миллионов евро) на 5 лет с целью совершенствования надзора во всем мире и особенно в странах со средним и низким уровнем доходов.
Во многих из этих стран не осуществляется основной учет АБР или отсутствует законодательство, которое бы вводилотакой учет или контроль применения или качества антибиотиков.
Серьезную проблему представляет также рынок сбыта контрафактной продукции. Будет интересно узнать, сколько ООН сможет сделать в этом отношении, тем не менее она придает АБР такую же важность, как проблемам борьбы с туберкулезом людей, ВИЧ-инфекциями и вирусом Эбола, а здесь ООН создала инфраструктуру контроля и борьбы с такими инфекциями во многих странах. Ряд стран, включая Китай, составляют национальные планы мероприятий по улучшению своей внутренней ситуации.
Результаты изучения применения антибиотиков в Юго-Восточной Азии
Мне удалось побывать на конференции в Чулалонгкорнском Университете (Бангкок, Таиланд), состоявшейся в апреле этого года и посвященной проблеме AMR животных. Здесь были представлены результаты исследований по Юго-Восточной Азии, а также замечательные доклады сотрудников ФАО и ВООЗЖ о своей работе в этом регионе.
Я выступал с докладом, посвященным переходу резистентности от свиней и цыплят к человеку, подготовленным на основе данных ЕС, собранных Европейским агентством по безопасности продуктов питания (EFSA) и Европейским центром по контролю и профилактике заболеваний. Таким образом, надзорная работа начинает разворачиваться.
Стратегия США по контролю АБР
В США готовятся к предстоящим изменениям в сфере применения антибиотиков, считающихся важными для лечения людей, и их использования в ветеринарной практике. Изменения вступят в силу с 1 января 2017 г. То же самое будет сделано в Канаде.
Основные требования:
- Запрещается использовать эти важные антибиотики для стимуляции роста.
- Они могут применяться только для поддержания здоровья животных.
- Они могут использоваться для профилактики, борьбы (метафилактики в ЕС) и лечения.
- Они должны применяться под контролем ветеринара, а их добавление в корм осуществляется по указанию ветеринара.
Инъекционные препараты на данном этапе не затрагиваются. С точки зрения объема они применяются для лечения свиней относительно нешироко, однако, в их состав входят важные антибиотики, такие как цефалоспорины и фторхинолоны.
Таким образом, после вступления в силу всех изменений мир окажется разделен на различные регионы, в зависимости от характера применения антибиотиков (см. таблицу 1).
Таблица 1. Обобщенное сравнение особенностей использования антибиотиков в мире.
Показатель | Европейский союз | США (Северная Америка), 2017 г. | Остальные регионы мира |
Стимуляция роста | Нет (с 2006 г.) | Нет | Да |
Профилактика | Нет (с 2017 г.) | Да | Да |
Борьба/ метафилактика | Да | Да | Да |
Лечение | Да | Да | Да |
Ветеринарный контроль | Да | Да | Нет |
Контроль применения инъекционных препаратов | Да | Нет | Нет |
Контроль в руках ветеринаров
Я могу показаться необъективным, потому что сам являюсь ветеринаром, но я считаю, что это хорошо, что контроль применения лекарственных препаратов переходит в руки ветеринаров, так как в дальнейшем это может быть связано с реализующимися на фермах программами санитарного контроля и борьбы с заболеваниями.Запрет на стимуляцию роста — это, вероятно, отличный шаг в направлении сокращения общего использования, тем более что это не предполагает полного запрета на применение лекарственного препарата в США.
Я помню, как в Великобритании отличный стимулятор роста поросят halquinol (Quixalud) был переведен из группы средств, влияющих на показатели роста, в группу препаратов, находящихся на ветеринарном контроле, после чего его продажи упали на 80%. Однако, он по-прежнему используется для борьбы с заболеваниями, вызываемыми E. coli. Когда в конце 1990-х запрет стимуляторов роста был введен в Дании, там неожиданно возник целый ряд серьезных проблем, а использование лекарственных средств выросло почти в три раза.
Стимуляция роста или профилактика?
В США поступили мудрее, осуществив переход от стимуляции роста к профилактике заболеваний в течение 3 лет. Это важно, поскольку многие люди не знали или не понимали, что средства, повышающие показатели роста, также очень эффективны в борьбе с возбудителями отдельных болезней, например, Clostridium perfringens, которые вызывают некротический энтерит у цыплят. Запрет некоторых средств — стимуляторов роста, таких как авопарцин и виргиниамицин, введенный в Великобритании в 1999 г., привел к тому, что там начались большие проблемы, а продажи амоксициллина (основное лекарственное средство) подскочили в четыре раза.
К 2006 г., когда в ЕС ввели запрет на основные средства — стимуляторы роста, большинство фермеров были готовы к изменениям, и трудностей почти не возникло.
Противоречия в законодательстве ЕС
В ЕС продолжают пересматривать свое противоречивое законодательство и работать над поправками. Есть надежда, что окончательные, более осмысленные документы будут приняты Европейским советом, Европейской комиссией и Европейским парламентом в 2017 г. и введены в странах-участницах к 2019 г.
Одной из недавних странных разработок в ЕС стало предложение сократить использование в кормах меди со 170 частей на миллион до 25 частей на миллион, для пищевых целей только EFSA. Кормовая промышленность резко против, поскольку эта мера снижает тот уровень веществ, который необходим для борьбы с диареей у поросят после отъема и обеспечения их роста.
Рост резистентности к меди?
Одним из выдвигаемых аргументов стало повышение резистентности к меди у монофазных бактерий Salmonella. Этот показатель увеличился с 2,554 мкг/мл до 3,384 и 3,862 мкг/мл, и утверждается, что это существенное изменение (Петровска и др., 2016 г.). По мне, это даже не разница одного разведения, поэтому я не вижу существенности изменений здесь.
Уровень меди в кишечнике при содержании ее в корме в количестве 170 частей на миллион составляет около 85 мкг/мл в тонком кишечнике и 284 мкг/мл в толстом, и я бы не назвал это устойчивым. EFSA необходимо уточнить это. Регулирование времени также не имеет большого значения, когда происходят изменения противомикробных препаратов.
Фермерам разрешат регулировать применение препаратов
В мировом масштабе в перспективе существует возможность ряда крупных изменений, направленных на совершенствование контроля АБР, которые только положительно скажутся на здоровье животных и будут выгодны фермерам.Запрет на использование антибиотиков в качестве стимуляторов роста при условии его постепенного введения и с разрешением производителям регулировать применение таких препаратов, как правило, становится нормой, особенно если фермеры могут применять их в качестве профилактических средств, как, например, в США. Это очень разумное изменение.
Я по-прежнему верю в действенность ветеринарного контроля, так как в основном мы боремся с заболеваниями, и его ответственное использование в рамках санитарных планов фермерских хозяйств может стать выгодным для производителей. Остальные регионы мира находятся на разных стадиях развития, но применение антибиотиков и контроль АБР должны помочь им в долгосрочной перспективе. Вне зависимости от того, появится ли какие-либо новые антибиотики в ветеринарной практике, кто знает, приоритетным будет вопрос использования антибиотиков для лечения людей.