Автор: Ш. Поцци. Подробный перевод сделан Др-м ветеринарных наук Эйнгор М.А., WAVM
Репродукция свиноматок является серьезной проблемой для свиноводства. Причиной репродуктивной недостаточности чаще всего становится комбинированное негативное действие факторов среды и возбудителей инфекционных болезней.
Основной целью данного исследования было выявление тех патогенных микробов, которые могут привести к самопроизвольному прерыванию беременности, при сочетании определенных внешних и внутренних факторов — сезонности, срока беременности и т.д.
В трехлетнем исследовании было использовано обширное количество биоматериала (1625 абортированных плодов), предоставленного 140 фермами, расположенными на севере Италии. Его подвергли исследованию посредством прямых (ПЦР, культивация бактерий на питательных средах) и непрямых методик (твердофазный иммуноферментный анализ).
В 58.8% процентах случаев (323 из 549) в абортивном материале был обнаружен инфекционный агент. Среди них были вирусы:
- парвовирус свиней (ПВС), 20/323;
- вирус энцефаломиокардита (ВЭМС), 3/323;
- свиной цирковирус-2 (ЦВС-2), 138/323;
- вирус псевдобешенства (ВПС, син. вирус герпеса свиней-1), 6/323;
- репродуктивно-респираторный синдром свиней (РРСС), 108/323.
- А также бактерии:
- кишечная палочка, 64/323;
- стрептококк 63/323;
- стафилококк 5/323;
- пастерелла 3/323;
- шигелла 1/323;
- иерсиния 1/323.
Данное исследование позволяет увидеть единую картину распространенности и причин инфекционных абортов в свиных популяциях. Полученные результаты принесут ощутимую практическую пользу селекционерам, ветврачам и специалистам, мониторящим состояние здоровья животных и ответственным за процесс размножения.
Самопроизвольное прерывание беременности, приводящее в больших популяциях к формированию репродуктивной недостаточности, - негативный экономический фактор. На его фоне значительно снижается прибыль фермерских хозяйств.
Процесс племенного разведения ухудшается из-за активной передачи инфекции на фоне большой скученности животных. Причины, приводящие к этому, можно разделить на 2 категории:
- Системные или местные инфекции репродуктивных органов, приводящие к иммунодефициту или иммунологическим нарушениям.
- Нарушения гормональной сферы и физиологии животных.
Комбинация этих причин повышает вероятность выкидышей, при этом гибель эмбрионов и плодов чаще всего связана с действием токсинов окружающей среды или нарушением привычного режима питания.
К первой категории принято относить большое количество инфекционных агентов, вызывающих гибель плода или инфицирование плаценты.
Среди них такие вирусы:
- парвовирус свиней (ПВС);
- свиной энтеровирус (СЭВ);
- свиной цирковирус-2 (ЦВС-2);
- классическая чума свиней (КЧС);
- репродуктивно-респираторный синдром свиней (РРСС);
- вирус псевдобешенства (ВПС, син. вирус герпеса свиней-1);
- энцефаломиокардит свиней (ВЭМС; группа Кардиовирус A).
А также бактерии:
- бруцелла;
- стрептококк;
- лептоспира;
- стафилококк;
- эризипелотрикс;
- кишечная палочка.
До недавнего времени серьезных изысканий в данной сфере не проводилось. Это связано с необходимостью оперирования большим объемом данных, собранных в ходе наблюдения за большим количеством животных в течение длительного периода.
Поэтому ценность данного 3-летнего исследования очень велика. Знание преобладающих факторов, ведущих к самопроизвольному прерыванию беременности у свиней, позволит лучше контролировать здоровье животных и управлять свинофермами.
Целью исследования стало выявление факторов, способных спровоцировать аборт у свиней, чтобы помочь разработать передовые методы выращивания свиней в больших хозяйствах.
Материалами для исследования послужили 1625 плодов от 549 свиноматок (в среднем, по три эмбриона на одно животное), переданных в диагностическую лабораторию Istituto Zooprofilattico Sperimentale della Lombardia ed Emilia Romagna (IZSLER), в г. Брешиа в Италии в 2011-2013 годах.
Репродуктивные проблемы были зафиксированы в 140 различных фермерских хозяйствах, использующих разные схемы животноводства. Диагностика этиологии репродуктивной недостаточности проводилась прямым (ПЦР, посевы) и косвенным (иммуносорбентный анализ [ИФА]) методом.
Косвенное исследование имеет высокую результативность и может в ряде случаев даже заменить прямое, так как дает результат даже тогда, когда прямые методы неинформативны. Например, при позднем развитии фетального иммунитета во время беременности.
Во время исследования абортированные плоды были подвергнуты вскрытию. Образцы внутренних органов (легких, сердца, печени, головного мозга), а также внутригрудная жидкость были извлечены из каждого плода. Их объединили, гомогенизировали и проанализировали на содержание вирусов.
В ходе исследования были обнаружены:
- РРСС и ЦВС-2 методом ПЦР с обратной транскрипцией.
- ВПС, ПВС, СЭВ, КЧС и ВЭМС были обнаружены методом инфицирования чувствительных клеточных линий.
- ВПС и ПВС косвенным методом были обнаружены при проведении серологического анализа торакальной жидкости, извлеченной из плода, с ИФА.
- Бактерии были выделены и идентифицированы из тканей мозга, легких и печени при посеве на пластины агара.
- Лептоспира не обнаружена из-за трудности идентификации.
В большинстве случаев прерывание беременности приходилось на вторую половину (71%) (рис. 1). Это связано с трудностями обнаружения абортированных плодов на ранних стадиях из-за их крошечных размеров или на фоне резорбции плода, которая ошибочно рассматривается в качестве проблемы плодовитости.
Чтобы дать действительно надежную оценку репродуктивным проблемам, необходимо рассматривать в комплексе результаты вагинальных мазков свиноматок и сперму хряков, не только чтобы выявить присутствие инфекционных агентов, но и фертильную активность спермы.
Результаты вскрытий, такие как застойные явления и кровотечение в полости тела, интерпретируются в качестве общих неспецифических изменений и не дают возможность связать их с какой-то конкретной патологией. При этом возбудители заболеваний были выявлены в 323 случаях из 549 (58,8%). В остальных 226 (41.2%) случаях инфекционные агенты обнаружены не были. Подобная частота выявляемости согласуется с результатами ранее проводимых исследований.
Вирусные агенты были выявлены в большинстве случаев: ЦВС-2 (138/323), РРСС (108/323), ПВС (20/323), ВПС (6/323) и СЭРВ (3/323). КЧС и СЭВ не выявлялось. СЭВ и РРСС распространены, в большинстве своем, в популяциях на территории Европы, и приводят к системным нарушениям и проблемам с вынашиванием. У невакцинированных свиноматок заражение вирусом провоцировало гипертермию, и прерывание беременности становилось причиной вирусемии без заражения плода.
Вирусы можно обнаружить при обследовании половых путей свиноматок, а также в тканях плода на поздних стадиях. Например, передача РРСС со стороны матери к плоду и репликация вируса в эндометрии и плаценте наблюдались уже во второй половине беременности. В нашем исследовании:
1. ВПС (Вирус псевдобешенства свиней) обнаружен мало (6/323). Чаще он фиксируется в больших популяциях. Низкая обнаружаемость связана с предварительной вакцинацией от этого вируса.
2. РРСС (Репродуктивный и респираторный синдром свиней) выявился чаще во время исследования (108/323), что связано со способностью вируса почти мгновенно распространяться. Высокая мутагенность РРСС не позволяет предупреждать заболевание путем вакцинации.
3. (ПВС) Парвовирус свиней продемонстрировал низкую распространенность (20/323), проявляясь только выкидышами у свиней и ничем другим в ряде случаев. Вакцинация от инфекции позволяет избежать массового заболевания.
4. СЭРВ (свиной эндогенный ретровирус) ассоциирован с системными инфекциями и некрозом миокарда у свиней. Во время беременности вирус может поразить ткани сердца плода, вызвав выкидыш или преждевременные роды. Симптоматика зависит от серотипа вируса и возраста свиноматки. Это эндемичное заболевание, ответственное за 3 случая выкидыша из 323. Вакцинация возможна, но широкого применения не нашла.
5. ЦВС-2 (цирковирус свиней 2 типа) был обнаружен в 138 случаях из 323. Он ответственен за многие заболевания, в т.ч. системные, кишечные и респираторные расстройства, свиной дерматит и синдром нефропатии. Вирус способен инфицировать плаценту и плод, нарушая репродуктивную способность. Вакцинация доступна и широко используется. В племхозяйствах, участвовавших в исследовании, ею чаще всего иммунизировали поросят.
Бактерии, обнаруженные в нашем исследовании, с различной распространенностью были представлены:
1. Кишечной палочкой (64/323);
2. Стрептококком (63/323);
3. Стафилококком (5/323);
4. Пастереллой (исключая П. мультоцида; 3/323);
5. Шигеллой (1/323);
6. Иерсинией (1/323).
На бруцеллез исследования не проводились, поскольку в местах забора биоматериала данное заболевание не встречается. Такие бактерии, как стафилококк, пастерелла, иерсиния и шигелла, были засчитаны в качестве условно-патогенной флоры в проведенном исследовании. Их выявляли в половых путях и абортированном материале.
Широко обнаружены такие бактерии, как кишечная палочка и стрептококк. Кишечная палочка — типичный кишечный патоген, провоцирующий диарею у поросят. Стрептококк — одна из важнейших причин сепсиса у поросят и более старших животных.
Аборты, вызванные этими бактериями, являются результатами ретроградной инфекции, проникшей через шейку матки, и лишь изредка — итогом гематогенной плацентарной инфекции. Для предупреждения этих бактериальных инфекций в сельскохозяйственной практике нередко проводится превентивное антимикробное лечение.
Распространенность инфекционных агентов, приведенная в таблице 1, указывает на возможность объединения нескольких патогенов. Хотя вирусы, такие как РРСС и ЦВС-2, а также бактерии, типа кишечной палочки или стрептококка, способны вызвать аборт и самостоятельно, данные, собранные в проведенном исследовании, убедительно доказывают, что нередко имеет место сочетание инфекционных агентов.
При проведении данного исследования не было выявлено достаточно данных, чтобы иметь возможность определить роль сочетанности вирусов и бактерий в провоцировании выкидышей. Можно только отметить, что ряд выкидышей связан с небольшим числом комбинированных инфекций.
Таб.1 (см. ниже публикации)
Выводы и рекомендации
С учетом того, что грубые нарушения развития нередко встречаются у плодов свиней, точно выявить причину аборта не всегда удается. Специалистам необходимо прилагать усилия для периодического отбора биоматериала для исследований, чтобы изучать вероятных инфекционных агентов, участвовавших в аборте. Это может дать существенный результат — повысить число здоровых животных на каждой ферме.
Наблюдение за состоянием здоровья поголовья может иметь и другие преимущества. Подобная практика может быть полезной для совершенствования протоколов биологической безопасности, внедрения передовых методов управления фермерским хозяйством, вакцинации и антибактериальной терапии при контроле репродуктивных нарушений на свинофермах.