УДК 636.4/087.74:637.5
А.В. БЛИЗНЕЦОВ, д.с.-х.н., профессор,
ФГОУ ВПО «Башкирский ГАУ», г. Уфа, Россия
Введение. Рост высокой продуктивности свиней в настоящее время сдерживается дефицитом кормового белка, недостаток которого составляет 20-25% от потребности. По данным А.Т. Мысика (1984) при таком дефиците белка недобор продукции достигает 30-35%, себестоимость и расход кормов возрастает в 1,5 раза.
Одним из путей сокращения дефицита кормового белка является использование продуктов микробиологического синтеза – биомассы дрожжей и бактерий, которые характеризуются высоким уровнем протеина, незаменимых аминокислот и витаминов группы «В». Исследования некоторых учёных указывают на достаточно высокую эффективность ввода белковых продуктов микробиологического синтеза в рационы животных и сельскохозяйственной птицы.
В настоящее время для получения белка одноклеточных используется широкий спектр новых видов сырья, разрабатываются элементы технологии, направленные на создание экологически чистых производств этих продуктов. Это определяет необходимость изучения эффективности использования белковых продуктов в рационах свиней.
Также повышение продуктивности животных и птицы зависит от полноценности кормления и обеспечения их высококачественными витаминными кормами.
Всё больше используют в животноводстве витаминные препараты, выпускаемые промышленностью. Их применяют не только для предупреждения авитаминозных заболеваний, но и как средство повышения продуктивности животных, снижения затрат корма.
Недостаток витаминов в кормах снижает питательную ценность продуктов, причиняя большой ущерб животноводству. Это определяет необходимость изучения эффективности использования синтетических препаратов в рационах свиней.
Цель работы. Целью наших исследований явилось – установить возможность частичного замещения дефицитных дорогостоящих белковых кормов растительного происхождения (соевый шрот, подсолнечниковый жмых) биотрином в комбикормах свиней и повышения его биологической ценности за счёт обогащения биологически активными веществами – витаминами ундевит и гендевит и их влияние на продуктивность свиней.
Материал и методика исследований. Было сформировано 3 опытных группы по принципу аналогов – по 25 голов в каждой. Согласно схеме исследований, животные контрольной группы получали в качестве основного корма – комбикорм, животные I опытной – биотрин 5,0-5,5% (от массы комбикорма), а II опытной – кроме этого, витамины ундевит и гендевит в дозе 5-6 г на голову в сутки, с целью повышения биологической полноценности биотрина, и в целом рациона.
Результаты исследований и их обсуждение. Контрольный убой был проведён в конце научно - хозяйственного опыта. Для этого из каждой группы было отобрано по четыре головы подсвинков-аналогов. Убойные и мясные качества подсвинков представлены в таблице 1.
Длина полутуш во всех группах была практически одинакова (99-100 см). Наибольшая толщина шпика в области 6-7 грудных позвонков наблюдалась в контрольной группе: по сравнению с опытной первой – на 4,0%, опытной второй – на 2,2% (разница не достоверна). По массе заднего окорока опытная II превосходит контроль на 7,5% (разница достоверна при Р≤0,05) и на 1,7% опытную I. Разница же между первой опытной группой и контрольной составила 5,7% в пользу первой.
Всё это свидетельствует о более высокой мясности туш животных опытных групп и согласуется с данными химического анализа длиннейшей мышцы спины.
Таким образом, можно предположить, что скармливание в составе рациона биотрина (I опытная) в отдельности и в комплексе с витаминными добавками (II опытная) способствовал некоторому повышению убойного выхода и мясных качеств туш подопытных животных. Это свидетельствует о возможной замене дефицитных, дорогостоящих белковых кормов растительного происхождения (жмыхи, шроты) в кормлении свиней белковыми кормами микробиологического синтеза.
В ходе контрольного убоя были также отмечены некоторые различия в морфологическом составе туш.
Относительно наибольшее содержание мышечной ткани был отмечен у животных второй опытной группы – 56,4%, а затем в первой опытной – 56,2%, по сравнению с контрольной – 55,9% (Р>0,05). Аналогия прослеживалась и по содержанию костной ткани: 10,0% – в контроле, 10,2% – в опытной I и 10,4% – в опытной II.
По выходу жировой ткани у опытных групп наблюдалась обратная тенденция. Так, наибольший выход наблюдался в контроле – 34,1%, тогда как в первой – 33,6% и во второй – 33,2%. Однако, все полученные данные в соотношении тканей не носили достоверного характера.
Нами также отмечена взаимосвязь морфологических показателей туш свиней с химическим составом длиннейшей мышцы спины. Считается (П.Н. Кудрявцев и др., 1948), что развитие длиннейшей мышцы спины, дающей наиболее ценное по вкусовым качествам мясо, в какой-то степени характеризует развитие общей мясности туш.
Уровень белка в мышце подсвинков I опытной группы был выше на 3,5% по сравнению с контролем (Р>0,05), а во II опытной (комплексной) – на 5,5% (Р>0,05).
Обратная тенденция отмечается по содержанию жира в мясе анализируемых групп животных (разница не достоверна). По содержанию же зольных элементов в мышцах подопытных животных особых различий выявлено не было.
Заключение. Таким образом, использование биотрина в рационах подсвинков на откорме в дозе 5-5,5% по массе взамен подсолнечникового жмыха и соевого шрота позволяет организовать полноценное кормление и обеспечить повышение продуктивности животных и качества свинины.
Источник: Журнал Перспективное свиноводство: Теория и Практика - январь 2011