Потери производственных показателей на поросятах групп доращивания и откорма являются самыми уязвимыми звеньями при выращивании свиней на промышленных комплексах. На примере обычного свиноводческого комплекса на 3000 свиноматок мы решили показать вопросы инфекционной патологии и пути решения этих проблем.
Хозяйство с 30 летним стажем, павильонной застройки, аборигенным поголовьем со вливанием животных новой генетики ( “Тopigs”). Имеется племенная ферма на 800 свиноматок. Кормление осуществляется собственными кормами, премиксер отечественный.
Хозяйство работает как предприятие закрытого типа. Противоэпизоотические мероприятия осуществляются согласно утвержденным планам и в нужные сроки. Расход на ветеринарные мероприятия составляет 3.7% от себестоимости. Проводятся вакцинации против лептоспироза, колиинфекции, анаэробной энтеротоксемии, парвовирусной инфекции свиней ( ПВИС), классической чумы свиней ( КЧС), рожи свиней. По необходимости осуществлялись лечебно-профилактические мероприятия медикаментозными средствами.
Контроль за параметрами микроклимата ведется в автоматическом режиме, и поддерживается на удовлетворительном уровне.
Отход животных по разным половозрастным группам представлен на рисунках 1, 2,3.
Рисунок 3
Среди основных свиноматок абортировало за 10 месяцев 1.2 % животных. Среди проверяемых свиноматок 0.7 %. Мертворожденных поросят регистрировали за 10 месяцев 20.7 %. Свиноматки вакцинируются против парвовирусной инфекции свиней. Против репродуктивно-респираторного синдрома не вакцинируются. Здесь мы видим очень интересные цифры. Абортов фактически нет, а каждые 2 поросенка из 10 родившихся мертвые. По нашим наблюдениям в других хозяйствах это характерно для стационарно неблагополучного стада по РРСС.
Учет новорожденных поросят производится на третьи сутки, так как 10 % поросят выбраковываются как маловесные ( ниже 850 гр.) Масса тела поросят при рождении колеблется от 800 гр. до 1300 гр. Остается 10.8 поросят на свиноматку. Таким образом, учитывая данные, представленные на рис.1, фактический отход новорожденных поросят доходит до 18%.
Отъем поросят и передача их в группу доращивания осуществляется в 28 дней при среднем весе 7.8 кг. Для 28 дней и аборигенных свиней вес на первый взгляд приличный. Но, 8.36% поросят имеют низкую массу( 5.5-6.5 кг) и передаются для подращивания на Пиг-Балья. И это естественно, при такой низкой стартовой массе поросят. Поэтому передаточный вес -7.8 кг, по- видимому, является лукавой цифрой не учитывающей вышеуказанных маловесных поросят, переданных на Пиг-Балья, и доращиванием не оприходованных. Следовательно, фактический вес полученных поросят в 28 дней будет ниже 7.8 кг.
При исследовании сывороток крови от ремонтных свинок и свиноматок 1,2,3,4,5 и т.д. опоросов по 7-9 животных каждой группы были получены результаты представленные на рис.4,5. Исследования проводили во ВНИИЗЖ иммуноферментным методом, с использованием диагностикумов производства ВНИИЗЖ.
Как видно из даннных, представленных на рис.4, титры антител у маток указывают на нестабильную серологию. Это обычно характерно для стационарно неблагополучного по РРСС предприятия, где вакцинация против РРСС ранее не применялась или применялась малоэффективными вакцинами. Титры у 160 дневных ремонтных свинок более стабильны и выше диагностических на 30%, что может говорить о недавнем контакте с полевым штаммом вируса РРСС.
Для сравнения, представляем диаграмму, характеризующую наличие титров антител у тех же свиноматок и ремонтного молодняка к парвовирусу- возбудителя парвовирусной инфекции свиней (ПВИС). Данных животных иммунизировали против ПВИС моновакциной производства ВНИИЗЖ
На рис. 6 отражены показатели отражающие уровень титров антител у поросят с 1 по 25 недели жизни к репродуктивно-респираторному синдрому.
На рисунке 6 наглядно видно, что у поросят в первую неделю жизни имеется незначительный гуморальный иммунитет, который тут же исчезает и появляется, начиная с конца 5 недели, что соответствует 40-му дню жизни. С 9-ой недели уровень гуморального иммунитета возрастает волнообразно и держится выше диагностического уровня (30%) практически до конца откорма явно вследствие контакта организма животных с полевым вирусом РРСС. Аналогичную картину мы видели и у ремонтных свинок. Это говорит о циркуляции вируса РРСС у поросят в группе доращивания и откорма. Этим, может быть, объясняется и начало заболеваемости и падежа от респираторного синдрома поросят, начиная с 40 дневного возраста. Кроме того, вирус РРСС может обуславливать и скачкообразные увеличения заболеваемости и падежа свиней на всем протяжении доращивания и откорма.
Очень интересны, с точки зрения изучения этиологии заболеваемости поросят, уровни титров антител к цирковирусу свиней 2 типа (РСV-2) Результаты этого исследования приведены на рисунке 7.
Титры антител у поросят с 1 по 25 недели жизни к PCV-2.
Таким образом, поросятм одновременно приходится иметь дело сразу с двумя иммунодепресантными вирусами- РРСС и РСV-2. И в этих условиях, при такой ситуации заболеваемость и отход поросят может быть еще и значительно больше. Все приведенные выше исследования, безусловно подводят к решению о незамедлительной иммунизации свинопоголовья против репродуктивно-респираторного синдрома свиней и цирковирусной инфекции. Кроме этого необходима жесткая медикаментозная профилактика против секундарных инфекций.