Марсело Готшалк (Marcelo Gottschalk), сотрудник Университета Монреаля, и Андре Брёс (André Broes), представляющий «БайоветИнк» (BiovetInc) (обе организации находятся в г. Сент-Иасент, провинция Квебек, Канада), описывают этиологию и клинические признаки актинобациллезной плевропневмонии свиней (АПП) и предлагают методы борьбы с ней. По их мнению, проблема АПП сохраняет актуальность для некоторых производителей и ветеринаров несмотря на то, что в США и Канаде в целом успешно осуществляются мероприятия по контролю этого заболевания.
Предпосылки
Вспышки актинобациллезной плевропневмонии (АПП), возбудителем которой является грамотрицательная бактерия Actinobacillus pleuropneumoniae (App), наблюдаются во всех регионах мира. США и Канада весьма успешно борются с этим заболеванием, однако во многих странах Латинской Америки, Азии и Европы АПП по-прежнему остается важной проблемой.
Этиология и эпидемиология
Выделяют 15 серотипов изолятов Арр. Серотип определяется в зависимости от структуры капсульных полисахаридов и липополисахаридов клеточных оболочек (ЛПС). Некоторые серотипы имеют схожие или идентичные ЛПС. Это объясняет перекрестные реакции, наблюдавшиеся между серотипами 1, 9 и 11, серотипами 3, 6,8 и 15 и серотипами 4 и 7 в ходе иммунологических анализов. Все серотипы, за исключением серотипов 9, 11 и 14, были выявлены на территории Северной Америки. Также сообщалось о наличии нетипируемых штаммов. Однако последний факт обусловлен, возможно, использованием несоответствующих методик серотипирования. Правда, нетипируемые штаммы микроорганизмов, которые не имеют капсульных антигенов или имеют неизвестные антигены, существует, но они немногочисленны.
Изоляты Арр характеризуются различной степенью вирулентности. Этот факт объясняет разнообразие клинических состояний, включая бессимптомную, острую и хроническую формы заболевания. Факторы, определяющие вирулентность Арр, до конца не изучены. Был выявлен ряд факторов, которые действительно или предположительно влияют на вирулентность. Среди них наибольшее значение имеют цитотоксины. На сегодняшний день выделяют четыре вида токсинов Арр. Один из них (ApxIV) продуцируется всеми серотипами только в лабораторных условиях и может использоваться для диагностических целей. Остальные виды токсинов (ApxI, ApxII и ApxIII) встречаются в различных сочетаниях в зависимости от серотипа. Некоторые из них вырабатывают и другие виды бактерий Pasteurellaceae, например Actinobacillus suis. По этой причине результаты иммунологических анализов на указанные токсины не являются специфическими для Арр.
Интересно, что степень вирулентности изолята коррелирует со степенью вирулентности серотипа, распространенного в соответствующем регионе. В Северной Америке в историях болезни (особенно животных традиционных хозяйств) обычно описываются серотипы 5, 7 и крайне редко серотип 1. Серотип 1 был наиболее распространен в Северной Америке в 1980-90 гг. Впоследствии он был практически полностью уничтожен. Серотипы 12, 6, 8 и 15 считаются серотипами с вирулентностью средней степени. Их обычно выявляют у клинически здоровых животных или у больных животных в стадах, характеризующихся хорошим здоровьем.
В традиционных стадах с инфицированными животными присутствуют, как правило, несколько низко- или средневирулентных серотипов. Отдельные стада могут быть заражены вирулентными серотипами (такими как серотипы 1, 5 или 7), но какие-либо клинические признаки или поражения у больных животных не будут обнаружены на скотобойне. Однако в большинстве таких стад будут наблюдаться эпизодические вспышки заболевания в тех случаях, когда защитные механизмы дыхательной системы ослаблены из-за воздействия смешанных инфекций или неудовлетворительных условий окружающей среды. В рассматриваемом географическом регионе доминирующие серотипы (по данным серологических исследований), как правило, отличаются от серотипов, выявленных у больных свиней.
Передача Арр между стадами происходит, главным образом, в результате введения клинически здоровых животных-переносчиков. Основные пути переноса инфекции — прямой контакт между свиньями, либо аэрозольные капельки, передаваемые на очень коротких расстояниях. При острых вспышках возбудитель может передаваться воздушно-капельным путем на больших расстояниях в пределах строений или даже между ними. Данные о том, что переносчиками возбудителя могут быть другие виды животных, например, птицы, грызуны или насекомые, не выявлены. Предполагается, что продолжительность жизни возбудителя в природе мала. Однако в слизи или в другом органическом субстрате Арр выживает в течение нескольких дней или недель. Этот факт, вероятно, объясняет, почему фомиты и люди становятся случайными переносчиками болезни.
Инфекция может передаваться от больных свиней к их потомству. Существует предположение о том, что лишь небольшой процент поросят заражается от своих матерей в период лактации, когда уровень материнского иммунитета, как правило, высок, и что эти инфицированные свиньи заражают других особей после отъема, сопровождающегося снижением пассивного иммунитета. Персистенция защитных колостральных антител у поросят может составлять от 2 до 10 недель в постнатальном периоде в зависимости от первоначального уровня. Ранний отъем был относительно успешным способом получения поросят, не зараженных Арр, от больных животных.
Уровень заболеваемости может быть разным, что определяется серотипом. Одни серотипы отличаются высокой контагиозностью, но низкой вирулентностью (например, серотипы 12, 6, 8 и 15), а другие имеют обратное соотношение этих признаков (например, серотипы 1 и 5). Это необходимо учитывать при разработке программ серологического мониторинга.
Уровень заболеваемости и смертности зависит от вирулентности штамма и условий среды. Такие факторы, как скученность и неблагоприятные условия окружающей среды, могут способствовать развитию и распространению болезни. Множественные инфекции, вызываемые другими возбудителями респираторных заболеваний, также могут приводить к проявлению клинических признаков и повышать смертность.
Клинические признаки и поражения
При острой форме заболевает большинство свиней, содержащихся в одном или разных загонах. Температура тела повышается до 105—106°F (40,5—41°C), кожа может покраснеть. Животные подавлены и отказываются вставать, есть и пить.
Со стороны дыхательной системы наблюдаются такие серьезные симптомы, как одышка, кашель, носовое кровотечение и иногда ротовое дыхание. У разных животных заболевание протекает по-разному, что обусловлено степенью поражения легких и временем начала лечения. В пределах одной группы пораженных свиней могут прослеживаться все формы болезни (от подострой до хронической) и ее этапы (от бессимптомного до гибели).
В хронической форме болезнь протекает с небольшим повышением или без повышения температуры. Характерны спонтанные или периодические приступы кашля различной силы. Аппетит может быть снижен, что также приводит к потере веса. Больных животных можно определить по их непереносимости движения. При передвижении группы они отстают от нее и слабо сопротивляются, когда их связывают.
Пневмония может быть односторонней или двусторонней с поражением дорсальной части диафрагмальных долей, где патологические изменения особенно выражены. У животных, погибших на острой стадии заболевания, развивается фибринозный плеврит.
По мере прогрессирования патологических процессов фибринозный плеврит переходит в фиброз и может затронуть париетальную плевру. На ранних этапах поражения легочная ткань имеет равномерную темно-красную или черную окраску, которая светлеет и сохраняется на наиболее пораженных участках. С замедлением воспалительных процессов размеры пораженных участков уменьшаются, и в большинстве хронических случаев остаются инкапсулированные очаги различных размеров, сконцентрированные главным образом в диафрагмальных долях. Во многих случаях воспалительные процессы в легких прекращаются, и сохраняются лишь остаточные очаги фибринозного плеврита. Вместе с тем частота выявления плеврита во время убоя позволяет предположить о наличии хронической плевропневмонии. Эти патологические изменения могут привести к конфискации убойного скота.
Диагноз
Даже если обширность очагов поражения указывает на развитие АПП, рекомендуется подтвердить диагноз путем культивирования агента. Изолировать возбудителя из пораженных участков тканей при острой форме болезни относительно легко, если только незадолго до этого не проводилось лечение животных противомикробными препаратами или если в тканях не обнаружено большое количество других бактерий, таких как Pasteurella multocida. Для целей эпидемиологического контроля, а также в тех случаях, когда рассматривается возможность бактериальной вакцинации, рекомендуется серологическое типирование. Серологическое типирование должно проводиться в справочных лабораториях, что позволит избежать ошибочного определения.
Бактериологическая диагностика хронической АПП — более сложная процедура. Как правило, выделить Арр из пораженных участков легочной ткани, аналогичных тем, которые обнаруживаются при убое, сложно. Выделение бактериальных антигенов или нуклеиновых кислот из тканей методами иммуногистохимического исследования или ПЦР, соответственно, в обычном порядке не проводится. Получение Арр от здоровых животных-переносчиков связано с еще большими трудностями и должно осуществляться только в исключительных случаях. Арр у животных-переносчиков может быть достоверно выявлена только в высококвалифицированных лабораториях при помощи стандартизированных методик.
Серологические исследования являются самым мощным инструментом диагностики заболеваний на бессимптомном этапе. Существуют различные методики серологических исследований, однако в настоящее время используются только две основные группы методик: специфические реакции на определение серотипа/серогруппы и специфические реакции на виды бактерии Арр (для всех серотипов).
К группе специфических реакций на серотип/серогруппу относится реакция связывания комплемента (РСК). Однако сегодня эта методика по-прежнему применяется редко в отдельных лабораториях США. РСК характеризуется низкой чувствительностью, а специфичность зависит от особенностей лаборатории, осуществляющей исследование.
Наиболее распространенной методикой определения серотипа/серогруппы является иммуноферментный анализ (ИФА) на основе ЛПС. Коммерческие наборы, разработанные на основе этих антигенов, используются в ряде лабораторий США. При помощи ИФА можно определить следующие серотипы/серогруппы: 1, 9 и 11; 2; 3, 6 и 8; 4 и 7; 5, 10 и 12. ИФА на основе смеси антигенов (позволяющие одновременно определить несколько серотипов) также представлены в наборах в США. Комбинированные анализы на Арр с применением таких же антигенов и одновременным определением всех серотипов проводится и на территории Канады.
В различных лабораториях США проводятся коммерческие ИФА на обнаружение антител к токсину ApxIV. Этот вид анализа является специфическим для Арр, но не дает возможность дифференцировать серотипы. Его результаты могут пригодиться для организации планового наблюдения за животными с хорошим состоянием здоровья, в организме которых не обнаружены никакие серотипы возбудителя. Однако использование этой методики для традиционных стад вызывает вопросы.
Здоровые стада, содержащиеся на основе традиционной системы, могут быть инфицированы несколькими штаммами Арр, степень вирулентности которых колеблется от низкой до средней, поэтому в результате анализа будет получено большое количество положительных реакций. Более того, последние исследования позволяют предположить, что в тех случаях, когда количество инфицированных животных невелико, этот вид анализа будет менее чувствительным, чем ИФА на основе ДЦЛПС.
Лечение
Лечение антибиотиками является эффективным при клинической форме только на начальном этапе развития болезни, когда оно может снизить уровень смертности. При выборе антимикробных препаратов необходимо учитывать опыт, клинический ответ и, наконец, результаты испытаний на чувствительность к препарату. Антимикробные средства должны вводиться в форме инъекций, т.к. больные животные, как правило, плохо принимают пищу и питье. Для обеспечения эффективной и длительной концентрации вещества в крови могут потребоваться регулярные инъекции с учетом фармакокинетических свойств используемого препарата.
Успешность лечения зависит в основном от скорости вмешательства после раннего выявления клинических признаков. Если заболевшие свиньи нормально пьют воду, то при лечении лекарственные препараты можно добавлять в воду. Добавление лекарств в пищу может быть полезным, если не наблюдается значительного сокращения количества потребляемого корма и воды.
Введение лекарств в корм и воду может применяться для профилактики острых вспышек заболевания. Продолжительное медикаментозные лечение или периодическое введение определенных доз препаратов могут осуществляться в течение нескольких месяцев, однако требуется принимать и другие меры для борьбы с заболеванием и уменьшения количества введения антимикробных средств, при этом чувствительность организма к антимикробным препаратам следует проверять при помощи методики клинического ответа и при необходимости лабораторных анализов на чувствительность, поскольку может развиваться приобретенная устойчивость. Стратегическое медикаментозное лечение должно планироваться для периодов повышенного риска, которые можно определить на основании результатов клинических обследований, вскрытий и анализов серологического профиля.
Несмотря на явную клиническую успешность антибиотикотерапии, нужно помнить о том, заболевание нельзя ликвидировать только этим методом.
Профилактика
При покупке племенного стада рекомендуется выбирать таких поставщиков генетического материала, которые могут гарантировать вам, что в стаде нет особей, зараженных Арр или по крайней мере ее наиболее вирулентными серотипами. Иными словами, поставщик осуществлял медицинскую программу, включающую регулярный серологический мониторинг, патологоанатомические исследования, а также эффективные методы обеспечения биологической безопасности. Важным моментом является открытое взаимодействие ветеринарных специалистов поставщика и покупателя, которое гарантирует соблюдение всех санитарных требований.
Если стадо было заражено, уничтожить возбудителя будет сложно. Первоочередная задача должна быть связана с регулированием экономических убытков. Вакцинация может стать хорошей профилактикой заболеваемости, снизить смертность и число случаев, требующих медицинского вмешательства, а также повысить показатели роста. Кроме того, может улучшиться и качество туши, что приведет к сокращению случаев забраковки и снижению издержек, связанных с убоем.
Решение о проведении вакцинации должно быть хорошо обдуманным. Снижение уровня падежа не должно быть единственной причиной, потому что другие результаты, влияющие на производительность, описанные выше, также говорят о преимуществах вакцинации. Как правило, рекомендуется вакцинировать поросят-отъемышей или поросят, находящихся на доращивании; первая вакцина может вводиться животным старше восьми недель, это позволит избежать вмешательства материнских антител. Свиноматок можно вакцинировать на любом этапе беременности без каких-либо негативных последствий; животных-производителей можно прививать до их введения в инфицированное стадо.
Существует несколько видов вакцин. Коммерческие вакцины делятся на две основные группы: инактивированные вакцины (бактерины) и субъединичные вакцины на основе токсинов.
Аутогенные вакцины (бактерины) не имеют широкого применения в Северной Америке. Большая часть коммерчески доступных вакцин также относится к группе бактеринов. Вакцины на основе бактеринов являются серотип-специфическими. Были также разработаны субъединичные вакцины, состоящие, главным образом, из трех основных токсинов (ApxI, ApxII и ApxIII), они продемонстрировали эффективную защиту от большинства серотипов в экспериментальных условиях, а также в ходе полевых исследований. Недавно было запущено серийное производство комбинированных токсин-бактеринных вакцин, и вскоре появятся результаты полевых испытаний.
Уничтожение возбудителя
В зараженных стадах можно провести мероприятия по уничтожению возбудителя. Существует несколько успешных методик, однако перед запуском программы по уничтожению рекомендуется осуществить тщательный экономический анализ.
Истребление и пополнение поголовья свиньями из стад, не зараженных Арр, является одним из эффективных средств по уничтожению микроорганизма. Этот метод обычно используется в коммерческих стадах, столкнувшихся с серьезной проблемой возникновения АПП и других заболеваний, например РРСС.
Для племенного поголовья необходимы другие методы, которые позволят сохранить его кровную линию. В прошлом успешно практиковалось введение лекарственных препаратов поросятам раннего отъема, т.к. было установлено, что поросята заражаются Арр в относительно взрослом возрасте.
Известно, что отдельные серотипы Арр (например, серотипы 1, 5, 7) могут быть успешно ликвидированы после серологических исследований, антибиотикотерапии и частичного истребления поголовья. Как бы то ни было, необходимо подчеркнуть, что антибиотикотерапия не может полностью уничтожить Арр в организме животных-переносчиков. Таким образом, лечение антибиотиками является лишь инструментом, позволяющим снизить вероятность передачи Арр в процессе ее уничтожения.
Заключение
Проблема АПП сохраняет свою актуальность для некоторых производителей и ветеринаров несмотря на то, что в США и Канаде в целом успешно осуществляются мероприятия по контролю этого заболевания. Тем не менее за последние 20 лет в изучении этого заболевания были сделаны значительные успехи, и сегодня имеются действенные средства, помогающие в борьбе с ним.