Как у исследователя, у меня была привилегия наблюдать процесс от первого появления болезни до развития эффективного инструмента в виде существующей вакцины.
Молодые ветеринары знакомы только с ЦВС-2 как одной из вакцинаций, регулярно проводимой более 95% животных, но те из нас, кто застал зарождение болезни, все еще помнят, чему нас это научило: Контроль ЦВС-2 с помощью вакцины положило конец сомнениям о центральной роли, которую ЦВС-2 играло в патологии, мы имеем дело с многофакторным заболеванием, где условия окружающей среды, плотность и особенно генетика играют очень важную роль.
Изменилась ли эпидемиология ЦВС-2 в связи с широким его распространением и постоянным использованием вакцины?
Да, мы должны учесть, что вакцина оказалась высокоэффективным инструментом и используется на более, чем 90-95% ферм стран Европы, США, Канады и многих других.
Но в биологии, когда всегда делаешь одно и тоже, иногда результат бывает разный.
Постоянная вакцинация на фермах привела к сокращению инфекционной нагрузки. При меньшей циркуляции вируса некоторые животные достигают окончания периода откорма будучи серонегативными. Если мы предполагаем, что подобная ситуация может возникнуть у ремонтных свинок, процент восприимчивых животных в поголовье возратет. Эти восприимчивые свинки приводят к двум основным проблемам:
* У их поросят возрастает риск инфекции ЦВС-2 в утробе или в период опороса
* Молозиво этих свинок предоставляет меньшую защиту поросятам.
Комбинация этих двух фактов означает, что какой-то процент поросят уже инфицирован в возрасте 3-4 недель, период, когда на многих фермах проходит вакцинация поросят против ЦВС-2. В этих случаях проводить вакцинацию уже поздно и у некоторых животных клинические симптомы болезни разовьются рано (в возрасте 6-8 недель). Следует отметить, тем не менее, что данная ситуация наблюдалась только на некоторых фермах, так как количество ферм, где присутствует цирковирус свиней несмотря на проведенную вакцинацию очень маленькое.
Эти проблемы не обязательно ограничены потомством свинок. Если мы отберем образцы от племенных свинок разного возраста, мы увидим, что животные разделяются в диапазоне от серопозитивных до абсолютно серонегативных со значительной вариативностью. Это то, что стало известным как теория субпопуляции, где мы видим восприимчивых и иммунных животных в одном и том же поголовье.
Вы считаете, что существуют клинические случаи цирковируса на ферме, где прошла вакцинация? Это случай, когда не сработала вакцина или случай нарушения протокола вакцинации?
Я не знаю ни одного случая в научной литературе и никогда не встречал доказательство того, что вакцина не сработала, в том смысле, что вакцина не покрыла иммунный спектр инфекции, на которую она направлена. Я считаю, что ошибки в протоколе вакцинации больше связаны с применением вакцины в неправильный период времени для той или иной конкретной фермы.
Когда то, что работало в прошлом, больше не работает, важно произвести контролируемые изменения, чтобы мы могли прийти к правильным выводам.
Если мы считаем, что проблемы могут возникнуть из-за вариативности уровня иммунитета племенных животных, как я уже отмечал выше, мы можем решить этот вопрос достаточно простым способом, тем более, к счастью, у нас для этого есть инструменты.
Каждая ферма должна оценить свою ситуацию для определения наиболее подходящей программы, что может включать:
* Увеличить уровень иммунитета племенных свиноматок так, чтобы иммунитет племенного поголовья был стандартизирован на более высоком уровне
* Путем регулярной вакцинации ремонтных свинок против ЦВС-2 и/или
* Сплошная вакцинация племенных животных
* Регулировка, при необходимости, возраста вакцинации поросят.
* Существуют фермы, которые используют один и тот же протокол вакцинации и никогда не увидят проблему. Мы должны помнить, что цирковирус это многофакторное заболевание и генетика, менеджмент, статус здоровья и т.д. на каждой ферме, а также динамика самого ЦВС-2 будет влиять на то, наблюдаются ли клинические или субклинические симптомы.
Как изменились протоколы вакцинации?
Сегодня вакцинация ремонтных свинок как часть протокола периода акклиматизации становится общей практикой и существует много интегрированных компаний, которые это уже внедрили. Свинки получают дозу вакцины как поросята и затем их ревакцинируют уже как часть протокола акклиматизации.
Некоторые фермы внедряют вакцинацию племенного поголовья, используя либо сплошную вакцинацию, либо регулярную вакцинацию в течение репродуктивного цикла. Цель - стандартизировать уровень иммунитета в поголовье свиноматок на более высоком уровне.
Каждое изменение протокола приведет к изменению уровня антител в поголовье. Время вакцинации свиноматок также повлияет на иммунитет, что передастся поросятам. В некоторых случаях возраст вакцинации поросят необходимо скорректировать.
Вакцинация племенных свинок в конце периода ожидания приведет к большому количеству антител, что также подразумевает высокий уровень передачи иммунитета поросятам. Также верно, что у вакцины против ЦВС-2 существует потенциал преодоления материнского иммунитета, в отличие от того, что происходит у других патологий, но это ограничено, поэтому сроки вакцинации поросят должны быть сбалансированы, основываясь на иммунитете молозива.
В других ситуациях, когда цирковирус свиней диагностируется, не смотря на вакцинацию, стратегия заключается в том, чтобы вакцинировать их раньше. Мы должны помнить, что поросята уже обладают иммунитетом, находясь в утробе в течение 70 дней периода ожидания, поэтому вакцинация очень маленьких животных не должна быть проблемой на иммунологическом уровне.
Что бы вы сказали тем, кто считает, что у них на ферме клиническая проблема, связанная с ЦВС-2?
Первая и самая основная вещь – это определить, что мы действительно столкнулись с проблемой ЦВС-2, чтобы это сделать, необходимо поставить корректный диагноз, следуя системе, разработанной более 20 лет назад.
* Клинические симптомы характеризуются задержкой роста и потерей веса.
* Наличие характерных микроскопических повреждений лимфоидных органов
* Обнаружение ЦВС-2 в поврежденных лимфоидных тканях
Отправка правильных животных в лабораторию остается существенной частью постановки корректного диагноза. Диагностическая информация, представленная другими инструментами, такими как количественная ПЦР, дает некоторые рекомендации и будет зависеть от того, когда были взяты образцы. Кроме того, у каждой ПЦР существуют свои характеристики и прямой корреляции между значением ПЦР и наличием болезни нет.
Если проблема с ЦВС подтверждается на ферме с вакцинированным поголовьем, мои рекомендации будут следующими – проверить уровень антител у поросят во время вакцинации, потому что их может не быть и вакцинацию необходимо проводить намного раньше или возможно их очень много и тогда следуют отложить вакцинацию. Это означает, что на этих фермах будет необходимо провести отдельное исследование для определения наилучшего протокола вакцинации.
Чтобы это сделать, у ветеринаров есть такие инструменты как ПЦР и ИФА. Хотя мы всегда говорим, что эти инструменты бесполезны для ПЦР-2, они очень полезны для мониторинга инфекции. Изучение уровня изменчивости в племенном поголовье помогает нам оценить существуют ли субпопуляции, рекомендуется применение стратегии гомогенизации иммунного статуса племенного поголовья.
Модификация программы вакцинации будет включать вакцинацию племенных животных и/или более раннюю вакцинацию поросят или использование обеих стратегий на время пока эти вакцинированные свиноматки не опоросятся.
Вы думаете мы контролируем субклиническую инфекцию ЦВС-2?
Сложно сказать. Возможно случайные случаи клинического заболевания, которые мы наблюдаем являются всего лишь вершиной айсберга. Могут быть фермы, где нет заметных клинических случаев и которые не получают от вакцины столько пользы, сколько они могли бы в связи с теми изменениями в эпидеомиологии, о которых мы говорили выше, вместе с присущим им уровнем риска, основанным на всех мультифакторных элементах (генетика, содержание животных, плотность, статус здоровья и т.д.).
То, что мы должны помнить - когда проводилась первая вакцинация против ЦВС-2, стало неожиданностью не только ее влияние на клиническое заболевание, но более того, явный эффект на производительность животных в следствие влияния, вызванного субклинической инфекцией, которую мы не брали в расчет. Если это улучшение производственных индексов перевести в экономические показатели, возможно, мы бы увидели, что экономический эффект выше, чем вызванный клинической болезнью.
Каков будет следующий вызов в работе с ЦВС-2?
Хотя все еще существует множество элементов исследования того, как работает ЦВС-2, сегодня контроль ЦВС-2 не является проблемой. У нас есть отличные инструменты и, если мы видим, если они не работают также как раньше, мы должны понять почему, а для этого у нас есть методики и знания.
Что мы можем рассмотреть как вызов - это знание того, какие изменения необходимо провести на фермах, где проводилась вакцинация, но существуют спорадические случаи заболевания, диагностированные по классическим критериям.
Автор: Joaquim Segalés
Источник: pig333.ru