Консультант

Саймон Грей

Генеральный директор компании Genesus в России, странах СНГ и ЕС
+7 (910) 322-73-25
Задать вопрос

Опасность увлеченности одним производственным показателем

Саймон Грей
Генеральный директор Genesusв России, странах СНГ и ЕС


Многие компании по производству свинины зацикливаются на одном производственном показателе,  будь то количество отнятых голов от свиноматки в год или конверсия корма, интенсивность роста или размер падежа, постность туши и т.д. Такая увлеченность может быть опасна, поскольку одни показатели негативно влияют на другие.  
 

Дополнительно ситуация усложняется непостоянностью цен на сырье и изменчивостью цены реализации животных, что меняет соотношение этих факторов.
 

В чем отрицательный эффект зацикленности?
 

Показатель количество отнятых на свиноматку в год.

Приводит к увеличению количества поросят в гнезде, одновременно с понижением среднего веса гнезда при рождении, что, в свою очередь, ведет к замедлению темпов прироста и увеличению случаев падежа. К тому же вынуждает использоватьстанкиопоросадляпостановки кормилиц. По большому счету, показатель выхода поросят на станок опороса намного более важен, чем показатель количества отнятых голов от свиноматки!

В нашем современном мире возникают и отрицательные политические моменты, связанные с высоким отходом поросят.

 
Показатель интенсивности роста.

Приводиткпоявлениюсальных животных со сниженной конверсией корма. Также приводит к снижению интенсивности заполненияпроизводственных площадей комплекса и, соответственно, снижению такого показателя, как объем реализациипродукции (кг)с 1 м2.

 

Показательконверсиякорма. Обычно у животных с низкой конверсией корма ниже интенсивность потребления корма, что приводит к снижению интенсивности роста и малому образованию шпика в туше. Снижение интенсивности роста снижает объемы реализации (кг с м2 или доход), у постных животных более сухое мясо, обладающее менее выраженным вкусом. И, наконец, животные с низким объемом потребления корма обладают меньшими резервами, необходимыми для противостояния заболеваниям, что приводит к увеличению случаев заболеваемости и падежа.

 Конверсия корма должна напрямую зависеть от стоимости корма. Экономически нецелесообразно стремиться к очень низкой конверсии корма, используя дорогие корма. Что действительно имеет значение, так это затраты корма на килограмм привеса (совокупность конверсии корма и стоимости корма).

 
Показатель падеж.

Увлеченность этим показателем обычно приводит к снижению объемов производства (выход голов со станка опроса и кг/м2). Причина стремление к увеличению площади постановки на голову, длительный период проведения мойки помещений и их подготовки к постановке новых партий животных. А также незамедлительная  отправка животных на убой при проявлениипервыхпризнаков заболевания.

 

Чрезмерная постностьтуши.

Результат  – сухое, безвкусное мясо, слабый аппетит у животных, сниженные темпы роста (ниже выход кг с м2 и доход). Необходимость увеличения объемов производства в свиноводстве определяется объемами потребления свинины населением. Без сомнения, вопрос цены тоже имеет значение, но главное желание потребителей - покупка мяса, имеющего превосходный вкус.

 

Взвешенный подход  

Очень важным является то, чтобы руководители предприятий понимали,  как взаимодействуют производственные факторы между собой, и умели определить при помощи расчетов, какие сочетания показателей дают наибольшую прибыль.  В случае, если рассчеты демонстрируют доминирующий эффект одного из факторов, есть вероятность, что исходные данные ошибочны или в расчетах допущена ошибка!!!

 
Абсолютный успех коммерческий  деятельности предприятия измеряется его прибыльностью или эффективностью инвестиций, что не может обеспечить лишь один производственный показатель.

 
Genesus, являясь генетической компанией, использует комплексную экономическую целесообразность в качестве определяющего фактора селекционно-племенной деятельности. Наша задача – обеспечить как можно более высокую сохранность поголовья, которое при этом растет интенсивно, не потребляя излишние объемы корма, имеет отличное качество мяса. Именно такое сочетание позволяет произвести поголовье, дающее постоянно высокую прибыль.  

 
Бывает, что затраты на корм являются высокими и показатель конверсии корма приобретает более высокую экономическую значимость. Однако смена селекционного приоритета на племенном нуклеусе может занять от 3 до 4 лет, когда можно увидеть результат на товарном производстве, а к этому времени мировые цены на корма могут показать динамику снижения, наделяя показатель конверсии корма менее важным экономической значимостью. Помните, что хряк, которого покупаете сейчас, приведет к изменениям реализуемого от него товарного поголовья не ранее, чем через год после его закупки.

 
Отреагировать достаточно оперативно генетически на изменение производства с целью обеспеченияэффективностикраткосрочных изменений в структуре затрат или цене реализации невозможно.
 

Ориентир на универсальные факторы
 

Ориентир на универсальные факторы производства неизменно обеспечит наибольший экономический эффект. Такие комплексные показатели результативности производства как«количество отнятых поросят с 1 станка опороса, голов в год» или «объем реализации с 1м2 производственной площади, кг в год» будут подразумевать максимальное увеличение объемов реализации с комплекса (или группы комплексов). Увеличение обоих снижает постоянные затраты на производство килограмма мяса.

 
Показатель «выход тонн мяса на 1 свиноматку в год» будет подразумевать увеличение генетического потенциала животного (4 тонны живого веса, реализованного от 1 свиноматки– это реальность сейчас).
 
Показатель «затраты корма на производство килограмма привеса»отображает сокращение основных переменных затрат производства.  
 

Производство свинины, обладающей «лучшими производственными характеристиками и превосходным вкусом» за доступную цену – лучший способ увеличить объемы потребления свинины в мировых масштабах. Чрезмерно постное, бледное и безвкусное мясо, даже дешевое, не способствует увеличению объемов продаж. Если население хочет есть дешевое белое мясо, то оно будет покупать куриное мясо.